Найти тему

Какие методы и функции есть у конкуренции? Объясняю просто

Оглавление
Где нет конкуренции — нет прогресса.

Павел Дуров, российский предприниматель

Говоря об экономической конкуренции, большинство из нас представляют себе некое соперничество между продавцами за прибыль, получаемую с продаж.

Если давать емкое определение, то экономическая конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия купли-продажи и производства.

В самом поверхностном приближении так оно и есть. Конкуренция действительно свойственна именно рыночной экономической системе, и возникает между участниками рынка - продавцами, хотя может быть конкуренция и покупателей.

Но для начала давайте посмотрим, сколько отдельных типов экономической конкуренции можно выделить: это чистая или совершенная конкуренция, олигополия, и монополистическая конкуренция.

Отдельным пунктом сюда можно было бы поставить монополию, означающую отсутствие конкуренции как таковой, но и монополий тоже множество, и потому каждый тип конкуренции или монополии заслуживает отдельного рассмотрения.

Уметь разбираться в типах конкурентных рынков очень важно, если Вы готовитесь к ЕГЭ по обществознанию. Но сперва, следует определиться с тем, какие вообще методы и функции есть у экономической конкуренции. Также, необходимо познакомиться с понятием фактора спроса.

Методы экономической конкуренции

Самые понятные и простые методы экономической конкуренции называются ценовыми методами, или ценовой конкуренцией.

Пожалуй, здесь все просто - за счет снижения цен на свою продукцию продавец привлекает больше покупателей, которым другие продавцы не могут предложить столь же низкой цены.

Ценовая конкуренция означает изменение цен на продукцию для привлечения большего числа покупателей. Картинка из открытого доступа
Ценовая конкуренция означает изменение цен на продукцию для привлечения большего числа покупателей. Картинка из открытого доступа

Ценовая конкуренция хороша тем, что проста в применении. Она не требует от продавца дополнительных затрат, а напротив, может даже сопровождаться снижением его расходов.

Например, сократив расходы на рекламу, предприниматель может продавать свою продукцию дешевле, и все также оставаться в плюсе.

Есть даже такое явление, как демпинг - это преднамеренное снижение продавцом цен на свою продукцию, с целью получить конкурентное преимущество. Демпинг может осуществляться даже себе в убыток, если впоследствии он оправдается.

Например, продавец может демпинговать (снижать цены) себе в убыток, чтобы тем самым отнять покупателей у своих конкурентов и разорить их, а в случае успеха поднять цены на уровень, превышающий тот, что был до демпинга.
Демпинг, или экономический демпинг - преднамеренное снижение цен с целью получить конкурентное преимущество. Картинка из открытого доступа
Демпинг, или экономический демпинг - преднамеренное снижение цен с целью получить конкурентное преимущество. Картинка из открытого доступа

Но у ценовой конкуренции есть и минус, ведь она означает определенный риск. Снижение цен может не оправдаться, продажи не вырастут и не покроют убытка от этого снижения.

Кроме того, снижение цены означает и снижение качества продукции, если предприниматель решит сэкономить на таких вещах, как сырье, квалифицированные рабочие или технология производства. Потребитель рано или поздно заметит снижение качества и предпочтет другого, пусть даже более дорогого продавца.

Но есть и другие методы конкуренции. Их называют неценовыми методами или просто неценовой конкуренцией.

Продавец может привлечь клиентов не только низкими ценами, но и различными спецпредложениями, делающими приобретение его продукции более привлекательной.

Например, кофе в подарок при покупке на определенную сумму - это приятный бонус, который может стать решающим при выборе продавца. При этом продавец не будет дарить этот кофе себе в убыток, ведь его цена покроется из суммы чека. А для покупателя это мелочь, но мелочь приятная.
Неценовые методы конкуренции заключаются в наличии различных спецпредложений, интересных и выгодных потребителю. Картинка из открытого доступа. Не является рекламой
Неценовые методы конкуренции заключаются в наличии различных спецпредложений, интересных и выгодных потребителю. Картинка из открытого доступа. Не является рекламой

Среди других неценовых методов можно назвать внедрение различных бонусных карт (весьма распространено сегодня), скидки постоянным клиентам, и конечно же, улучшение качества предоставляемых товаров и услуг.

Функции конкуренции

Конкуренция выполняет определенные функции, идущие во благо всех участников рыночной экономики.

Санирующая функция (от слова "санитар") предполагает вытеснение с рынка тех продавцов, которые не справляются с удовлетворением потребительского спроса.

Здесь все очень просто - если продавец продает, например, плохие ботинки, то никто не захочет их покупать, и такой продавец не получит прибыль и свернет свой бизнес. Таким образом рынок очищается от подобных продавцов.
Санирующая функция конкуренции/рынка означает вытеснение с рынка части продавцов, не способных удовлетворить потребности потребителей. Картинка из открытого доступа
Санирующая функция конкуренции/рынка означает вытеснение с рынка части продавцов, не способных удовлетворить потребности потребителей. Картинка из открытого доступа

Стимулирующая функция означает понуждение продавца делать свою работу лучше, чтобы не оказаться за бортом рынка. Она стимулирует продавца расширять ассортимент продукции, делать ее лучше, рационализировать свои расходы, и делать многое другое, чтобы не проиграть в этой конкуренции.

Стимулирующая функция конкуренции/рынка понуждает продавцов не расслабляться и искать все новые способы сохранить и преумножить интерес покупателей. Картинка из открытого доступа
Стимулирующая функция конкуренции/рынка понуждает продавцов не расслабляться и искать все новые способы сохранить и преумножить интерес покупателей. Картинка из открытого доступа

Регулирующая функция может быть выражена основным рыночным законом: спрос рождает предложение. В условиях рыночной экономики, и присущей ей конкуренции продавцы вынуждены бдительно реагировать на потребительский спрос, наблюдать за тем, как меняется и куда направлен интерес покупателей.

То есть эта функция означает, что продавец не просто будет стремиться улучшить качество предлагаемых услуг и товаров, а также будет в этом вопросе оглядываться на различные факторы, которые называются факторами спроса.

Факторы спроса - это определенные условия, вызывающие спрос на ту или иную продукцию. Бывают факторы спроса ценовые и неценовые. С ценовыми, я думаю, все понятно, а неценовые факторы спроса - это, например, мода на что либо, определенное время года, или цены на сопутствующие товары.

Допустим при покупке мангала человек будет обращать внимание на цену шампуров для мяса. Шампуры и есть этот сопутствующий товар.

Продавец должен учитывать различные факторы спроса, и выстраивать свою работу в соответствии с ними. В этом и заключается регулирующая функция конкуренции/рынка.

Продавец ориентируется на потребительский спрос, который зависит от моды и множества других факторов. Картинка из открытого доступа
Продавец ориентируется на потребительский спрос, который зависит от моды и множества других факторов. Картинка из открытого доступа

Ценообразовательная функция заключается в том, что под воздействием конкуренции формируются цены на продукцию. Если цена будет слишком высокой, то потребители откажутся покупать что-либо у продавца, ведь есть и другие продавцы. Если цена будет слишком низкой, то она окажется невыгодной продавцу, и он не получит прибыли.

Таким образом, тема экономической конкуренции весьма обширна, ведь она есть разные типы конкурентных рынков, функции и методы конкуренции, а также факторы спроса, от которых конкуренция зависит.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию