Найти тему

Что такое олигополия? Все о данном типе конкурентного рынка

Оглавление
Финансовая олигархия — группа крупнейших капиталистов, владеющих промышленными и банковскими монополиями и фактически господствующих в экономической и политической жизни стран.

Александр Спиркин, советский и российский философ

Экономическая конкуренция может быть разной. Когда продавцов на одном и том же рынке сотни и тысячи, то это называется чистой, или совершенной конкуренцией.

Может случиться и противоположная ситуация. Если рынок определенных товаров и услуг представлен несколькими крупными продавцами, то такой тип конкуренции называется олигополией.

Давайте разберемся, чем еще выделяется данный тип конкурентного рынка. Знание особенностей олигополий и других типов конкуренции очень пригодится при сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Особенности олигополий

Знакомо ли Вам слово "олигархия"? Уверен, что знакомо. Если что, олигархия - это власть небольшой группы людей. Русскому человеку точно не раз довелось слышать об олигархии в России в 90-е гг. XX в.
Олигархия - власть немногих. Картинка из открытого доступа
Олигархия - власть немногих. Картинка из открытого доступа

Слова олигополия и олигархия имеют общий корень. Если олигархия подразумевает, прежде всего, политическую власть небольшого круга людей, то олигополия - это конкуренция небольшого числа продавцов.

Ярким примером олигополии является рынок мобильных операторов. Сходу многие смогут назвать самых основных представителей данной ниши в России.
Наиболее известные мобильные операторы России. Рынок мобильных операторов - пример олигополии. Картинка из открытого доступа. Не является рекламой
Наиболее известные мобильные операторы России. Рынок мобильных операторов - пример олигополии. Картинка из открытого доступа. Не является рекламой

Конечно, это не все продавцы на данном рынке, но их общее количество едва ли превышает число пальцев на обеих руках.

Причина малого числа продавцов в олигополии вполне проста. Чтобы войти в такой рынок, нужно преодолеть множество барьеров, в том числе:

1) Финансовый барьер. Создание такой компании будет очень дорогостоящим предприятием.

2) Юридический барьер. Олигополии чаще всего подразумевают деятельность, связанную с риском и большой ответственностью. Есть постоянный надзор со стороны государства, частые проверки и большие требования.

3) Образовательный барьер. Требуются специальные знания, позволяющие заниматься такой деятельностью. Это не то же самое, что открыть булочную, что при желании можно сделать и без профильного образования и особых знаний.

Уйти с такого рынка тоже непросто, ведь уход столь крупного участника рынка подразумевает закрытие множества офисов, увольнение многих сотрудников, и другие изнурительные процедуры.

Рынок авиакомпаний также подходит под описание олигополии. Это бизнес, связанный с риском, требующий больших вложений и глубокого знания дела. Фото из открытого доступа
Рынок авиакомпаний также подходит под описание олигополии. Это бизнес, связанный с риском, требующий больших вложений и глубокого знания дела. Фото из открытого доступа

Из малого числа продавцов в олигополии следуют и другие особенности.

Во-первых, в олигополии преобладают ценовые методы конкуренции. Что это значит?

Когда Вы выбираете, например, услугами какой авиакомпании воспользоваться, то Вас интересует цена вопроса, а точнее - цена билета за перелет. Все прочее значит куда меньше.

Вряд ли человек будет выбирать авиакомпанию по цвету кресел в самолетах, или по ассортименту блюд, подаваемых на обед. Конечно, в отдельных случаях и это может иметь значение, но главным образом, в олигополии важны именно ценовые факторы спроса.

В олигополии важны, в первую очередь, ценовые факторы спроса. Фото из открытого доступа
В олигополии важны, в первую очередь, ценовые факторы спроса. Фото из открытого доступа

Из-за значимости ценовых факторов, в олигополиях даже возможно такое явление, как ценовые войны.

К примеру, крупнейшая в стране авиакомпания решила резко снизить цены на свои билеты. Что сделают ее конкуренты? Тоже снизят цены, чтобы не растерять клиентов. В этой "ценовой борьбе" победит тот, кто сможет выстоять время этого снижения цен, не став банкротом, при этом навредив своим конкурентам.

В олигополии, таким образом, может быть применен такой прием, как демпинг, т.е. намеренное снижение цен на уровень ниже среднерыночных. Цели этого приема понятны - вытеснить или хотя нанести конкурентам какой-либо ущерб.

Для сравнения, в чистой конкуренции ценовые войны крайне маловероятны. Вы ведь не поедете в продуктовый магазин на другом конце города, потому что там хлеб дешевле на 3 рубля? Здесь не столь важна цена, как в олигополии, а важны неценовые факторы спроса - расположение, мода, и прочие.

Наконец, в олигополии каждый продавец стремится подчеркнуть уникальность своей продукции. Для этого используются уникальные логотипы, слоганы, и другие способы сделать свое детище более узнаваемым. Для чистой конкуренции это не характерно.

При этом сам перечень предлагаемых услуг и товаров в олигополии не так сильно различается от продавца к продавцу, то есть результат обращения в любую авиакомпанию предсказуем - Вы прилетите в пункт назначения. Продавец стремится подчеркнуть именно внешнюю уникальность, сделать узнаваемый бренд.

Можно сделать вывод, что олигополии представляют собой очень узкие ниши, куда может протиснуться, далеко не каждый продавец. Тем не менее, продавцы в этом типе конкурентного рынка предоставляют востребованные, и технические более сложные товары и услуги, чем на рынке чистой конкуренции.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию