Величины бывают разные – как маленькие, так и большие.
Станислав Ежи Лец, польский поэт
Ранее мной было рассмотрено два типа экономической конкуренции - олигополия и чистая, или совершенная конкуренция. Есть еще отдельный тип, называющийся монополистической конкуренцией. Его также будет полезно изучить, в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
О понятии монополистической конкуренции
Монополистическую конкуренцию и монополия - это две, абсолютно разные вещи. Монополия - это рынок, представленный одним-единственным продавцом. А в монополистической конкуренции продавцов намного больше.
Монополистическая конкуренция является чем-то средним между чистой конкуренцией и олигополией. В олигополии количество продавцов можно сосчитать на пальцах, а в чистой их может быть очень много. Десятки, сотни и даже тысячи.
В монополистической конкуренции продавцов больше, чем в олигополии, но меньше, чем в чистой конкуренции. При этом отличительной особенностью этого типа конкуренции является то, что крупнейшие продавцы-лидеры соперничают с более мелкими продавцами.
Давайте рассмотрим на примере. Все знают о таких фастфуд-гигантах, как McDonalds, KFC, Burger King. Пожалуй, эти три компании без преувеличения можно назвать лидерами в своей области, ведь они известны на весь мир.
Но ведь есть и множество других ресторанов быстрого питания, хорошо известных хотя бы на уровне одной страны. А некоторые из них также смогли закрепиться в нескольких странах, например сеть мексиканского фастфуда Taco Bell. То есть это не самые-самые лидеры, но вполне конкурентоспособные участники рынка.
Таким образом, монополистическая конкуренция не представляет собой столь закрытую структуру, как олигополия. В олигополии есть лишь несколько крупных продавцов, здесь же их больше. Есть небольшая группа продавцов-лидеров, но также и чуть менее известные и мелкие продавцы, способные с ними конкурировать.
При этом крупные продавцы не обязательно контролируют основную долю рынка. Вполне может быть так, что в общей сложности они не занимают в нем и менее половины от общего объема продаж товаров и услуг. Просто они более привлекательны для потребителя, и он готов переплачивать за "бренд", потому и прибыль крупнейших продавцов выше.
Методы конкуренции на этом типе рынка
Для сравнения напомню, что в чистой конкуренции ее методы почти всегда неценовые. Это значит, что продавцы стремятся привлечь клиентов интересными спецпредложениями, а не более низкими ценами. В олигополии же, напротив, преобладает ценовая конкуренция.
В монополистической конкуренции возможны и те методы, и другие, хотя преобладают все же неценовые. Здесь каждый продавец стремится сделать свою продукцию уникальной, отличающейся от других.
Так, и KFC, и McDonalds относятся к фастфуду, но это фастфуд разный, с разным меню и составом блюд.
Именно благодаря такому подходу продавец имеет шансы остаться на рынке монополистической конкуренции, а не смешаться с толпой более мелких и менее статусных продавцов (они уже будут относиться к чистой конкуренции).
Повышение же или снижение цен (ценовая конкуренция) тоже возможно, но не так эффективно.
Например, оттого что McDonalds резко снизит цены, он вряд ли отобьет много клиентов у других ресторанов. Ведь на таком рынке имеет значение не только цена продукции, как в олигополии, но и ее своеобразие. То есть, если человек хочет именно мексиканской кухни, то он пойдет в ресторан мексиканского фастфуда, даже если цены там выше.
Насколько сложен вход на такой рынок? И вновь, монополистическая конкуренция здесь занимает золотую середину среди всех трех типов.
Довести предприятие до такого уровня, конечно же, будет сложнее, чем открыть, например, какой-нибудь продуктовый ларек в небольшом поселке. Но это не столь опасное, дорогое и сложное дело, как открытие собственной нефтедобывающей компании.
Таким образом, вход на рынок монополистической конкуренции не так сложен, как в олигополии, особенно если предприниматель смог "нащупать" какую-то новую нишу в этом деле, придал своей продукции уникальность.
Можно сказать, что данный тип конкурентного рынка уникален тем, что на нем может реализоваться как мелкий, так и крупный продавец, и при этом, они не будут мешать работе друг друга.