Найти в Дзене

Что такон монополистическая конкуренция? Все о данном типе конкурентного рынка

Оглавление
Величины бывают разные – как маленькие, так и большие.

Станислав Ежи Лец, польский поэт

Ранее мной было рассмотрено два типа экономической конкуренции - олигополия и чистая, или совершенная конкуренция. Есть еще отдельный тип, называющийся монополистической конкуренцией. Его также будет полезно изучить, в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

О понятии монополистической конкуренции

Монополистическую конкуренцию и монополия - это две, абсолютно разные вещи. Монополия - это рынок, представленный одним-единственным продавцом. А в монополистической конкуренции продавцов намного больше.

Монополистическая конкуренция является чем-то средним между чистой конкуренцией и олигополией. В олигополии количество продавцов можно сосчитать на пальцах, а в чистой их может быть очень много. Десятки, сотни и даже тысячи.

В монополистической конкуренции продавцов больше, чем в олигополии, но меньше, чем в чистой конкуренции. При этом отличительной особенностью этого типа конкуренции является то, что крупнейшие продавцы-лидеры соперничают с более мелкими продавцами.

Рынок фастфуда - пример монополистической конкуренции. Фото из открытого доступа. Не реклама
Рынок фастфуда - пример монополистической конкуренции. Фото из открытого доступа. Не реклама
Давайте рассмотрим на примере. Все знают о таких фастфуд-гигантах, как McDonalds, KFC, Burger King. Пожалуй, эти три компании без преувеличения можно назвать лидерами в своей области, ведь они известны на весь мир.
Но ведь есть и множество других ресторанов быстрого питания, хорошо известных хотя бы на уровне одной страны. А некоторые из них также смогли закрепиться в нескольких странах, например сеть мексиканского фастфуда Taco Bell. То есть это не самые-самые лидеры, но вполне конкурентоспособные участники рынка.

Таким образом, монополистическая конкуренция не представляет собой столь закрытую структуру, как олигополия. В олигополии есть лишь несколько крупных продавцов, здесь же их больше. Есть небольшая группа продавцов-лидеров, но также и чуть менее известные и мелкие продавцы, способные с ними конкурировать.

Особенностью монополистической конкуренции является присутствие на рынке одновременно крупнейших и более мелких продавцов. Картинка из открытого доступа
Особенностью монополистической конкуренции является присутствие на рынке одновременно крупнейших и более мелких продавцов. Картинка из открытого доступа

При этом крупные продавцы не обязательно контролируют основную долю рынка. Вполне может быть так, что в общей сложности они не занимают в нем и менее половины от общего объема продаж товаров и услуг. Просто они более привлекательны для потребителя, и он готов переплачивать за "бренд", потому и прибыль крупнейших продавцов выше.

Методы конкуренции на этом типе рынка

Для сравнения напомню, что в чистой конкуренции ее методы почти всегда неценовые. Это значит, что продавцы стремятся привлечь клиентов интересными спецпредложениями, а не более низкими ценами. В олигополии же, напротив, преобладает ценовая конкуренция.

В монополистической конкуренции возможны и те методы, и другие, хотя преобладают все же неценовые. Здесь каждый продавец стремится сделать свою продукцию уникальной, отличающейся от других.

Так, и KFC, и McDonalds относятся к фастфуду, но это фастфуд разный, с разным меню и составом блюд.
Продавцы при монополистической конкуренции продают похожую, но все же не абсолютно одинаковую продукцию, чтобы выгодно отличаться среди прочих. Фото из открытого доступа
Продавцы при монополистической конкуренции продают похожую, но все же не абсолютно одинаковую продукцию, чтобы выгодно отличаться среди прочих. Фото из открытого доступа

Именно благодаря такому подходу продавец имеет шансы остаться на рынке монополистической конкуренции, а не смешаться с толпой более мелких и менее статусных продавцов (они уже будут относиться к чистой конкуренции).

Повышение же или снижение цен (ценовая конкуренция) тоже возможно, но не так эффективно.

Например, оттого что McDonalds резко снизит цены, он вряд ли отобьет много клиентов у других ресторанов. Ведь на таком рынке имеет значение не только цена продукции, как в олигополии, но и ее своеобразие. То есть, если человек хочет именно мексиканской кухни, то он пойдет в ресторан мексиканского фастфуда, даже если цены там выше.
В монополистической конкуренции своеобразие продукции чаще более важный фактор, чем ее цена. Преобладает неценовая конкуренция. Фото из открытого доступа
В монополистической конкуренции своеобразие продукции чаще более важный фактор, чем ее цена. Преобладает неценовая конкуренция. Фото из открытого доступа

Насколько сложен вход на такой рынок? И вновь, монополистическая конкуренция здесь занимает золотую середину среди всех трех типов.

Довести предприятие до такого уровня, конечно же, будет сложнее, чем открыть, например, какой-нибудь продуктовый ларек в небольшом поселке. Но это не столь опасное, дорогое и сложное дело, как открытие собственной нефтедобывающей компании.

Таким образом, вход на рынок монополистической конкуренции не так сложен, как в олигополии, особенно если предприниматель смог "нащупать" какую-то новую нишу в этом деле, придал своей продукции уникальность.

Можно сказать, что данный тип конкурентного рынка уникален тем, что на нем может реализоваться как мелкий, так и крупный продавец, и при этом, они не будут мешать работе друг друга.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию!