Найти в Дзене

Что такое чистая или совершенная конкуренция? Все об этом типе конкурентного рынка

Оглавление
Я не Старбакс. Я не торчу на каждом углу, и от меня не пахнет кофе.

Майк Паттон, американский музыкант

Всем привет!

Полагаю, в общих чертах все мы понимаем, что такое экономическая конкуренция. Она подразумевает соперничество между продавцами и потребителями товаров и услуг за получение максимальной выгоды от своей деятельности.

Продавец стремится извлечь максимальную прибыль от реализации услуг и товаров, покупатель - приобрести их с наименьшими затратами и наибольшей пользой для себя. И в конкуренции всегда будет победитель и проигравшие, ведь соперничают все за одних и тех же покупателей, и за одни и те же вещи.

Суть экономической конкуренции. Картинка из открытого доступа
Суть экономической конкуренции. Картинка из открытого доступа

Но экономическая конкуренция бывает разных типов. Давайте для начала определимся, по каким критериям мы будем их отличать:

1) количество продавцов на данном рынке;
2) уникальность продукции;
3) методы конкуренции - ценовые или неценовые;
4) насколько легка/сложна возможность выхода и входа на такой рынок для новых продавцов.

Чтобы не потерять баллы на возможных вопросах про конкуренцию в ЕГЭ по обществознанию, нужно знать особенности разных конкурентных рынках. В этот раз речь пойдет о чистой конкуренции.

Все о чистой конкуренции

Чистую конкуренцию также называют совершенной. В ней все максимально отлажено, она является саморегулирующимся механизмом, который трудно как-то нарушить отдельному продавцу.

Подумайте о том, сколько в вашем населенном пункте забегаловок, где можно быстро купить чашку кофе и какой-нибудь бутерброд в придачу? Скорее всего, даже в небольшом поселке будет не одно подобное заведение.

Рынок чистой конкуренции как раз и представлен различными мелкими точками, где предлагают однотипные услуги и товары. К такому рынку можно отнести не только кофейни и забегаловки, но и например, автосервисы, которых также превеликое множество почти везде.

Чистая конкуренция характеризуются большим числом продавцов и однотипной продукцией. Фото из открытого доступа
Чистая конкуренция характеризуются большим числом продавцов и однотипной продукцией. Фото из открытого доступа

Итак, такие объекты могут встречаться буквально или почти на каждом углу. Их количество может измеряться десятками и сотнями. Какой же у них будет конкуренция - ценовой или неценовой?

Ценовая конкуренция означает снижение цен для привлечения клиентов. Мелкий предприниматель может позволить себе снизить цену на свою продукцию только в том случае, если он сумел снизить расходы на ее производство, минимизировав при этом потери в ее качестве.

То есть, если продавец каким-то образом научился делать бутерброды дешевле и не хуже, чем у других, то это будет примером успешной ценовой конкуренции.

Но у него не получится просто агрессивно снизить цену, чтобы отбить покупателей у конкурентов, и попытаться "выдавить" их с рынка. Напомню, подобный прием (намеренное снижение цен на уровень ниже среднерыночных) называется демпингом.

Столь малое предприятие не обладает для него возможностями. Чтобы пережить демпинг, ему потребуется большая "финансовая подушка", которая позволит остаться у дел. Попытка обанкротить конкурентов приведет к тому, что ее инициатор может сам не свести концы с концами.

Кроме того, в чистой конкуренции преобладают неценовые факторы спроса. Люди нередко выбирают заведение не из-за цены, а из-за близости к дому, например. Поэтому снижать цену для дестабилизации рынка еще более бессмысленно.

Повышать цены тоже не получится - ведь у людей большой выбор, и они смогут найти вариант подешевле. Поэтому остается неценовая конкуренция.

Неценовые методы конкуренции означают, например, расширение ассортимента предлагаемой продукции. Допустим, мы предложим вам не просто бутерброды, а бутерброды с начинкой, которой нет больше нигде!
Также это может быть предоставление покупателям каких-либо подарков (бесплатной чашки кофе и т.п.), участие в различных акциях, живая музыка, красивое оформление помещения. В общем, все то, что привлекает людей помимо более низких цен. Именно неценовые методы конкуренции и преобладают в чистой/совершенной конкуренции.
Неценовая конкуренция заключается в том, что продавец привлекает потребителей не ценами, а своеобразием продукции. Картинка из открытого доступа
Неценовая конкуренция заключается в том, что продавец привлекает потребителей не ценами, а своеобразием продукции. Картинка из открытого доступа

Последний вопрос - насколько легко новому продавцу войти в такой рынок и уйти с него?

И вход, и выход с такого рынка относительно легкий.

Например, чтобы открыть булочную, кофейню или автосервис, не нужно вкладывать огромные капиталы. Это не бесплатно, но дешевле, чем, например, открыть компанию по производству своих автомобилей. И спрос на такие места всегда найдется.

Также для входа на такой рынок не нужно иметь и глубоких знаний. В принципе, открыть пекарню может любой человек, и не обязательно для этого заканчивать пищевой институт.

Выход с такого рынка тоже не сложен. поскольку требует закрытия всего-навсего одного небольшого предприятия с несколькими сотрудниками, или без таковых. Крупной компании, имеющий множество филиалов и сотрудников, дольше и сложнее будет свернуть свою деятельность.

Чистая конкуренция характеризуется относительно простым входом и выходом с рынка. Фото из открытого доступа
Чистая конкуренция характеризуется относительно простым входом и выходом с рынка. Фото из открытого доступа

Таким образом, совершенная конкуренция является самым распространенным типом конкурентного рынка. Предприятия такого типа можно встретить, почти на каждом шагу, и очень важно поддерживать их, поскольку именно они предоставляют населению наиболее востребованные услуги и товары.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию!

.