Комитет Государственной думы по спорту 24 июля внес на рассмотрение законопроект о поддержке спортивной индустрии. Как сообщается в Telegram-канале комитета, это призвано обеспечить развитие производства российского спортинвентаря, повысить качество существующей продукции и увеличить объемы рынка.
Ключевые пункты документа – два новых понятия: «организации спортивной индустрии» и «спортивная продукция». Их хотят закрепить в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». «Раньше в законодательстве не было понятий «организации спортивной индустрии» и, соответственно, мер государственной поддержки для них. Сейчас мы их предлагаем», – пояснил глава комитета Дмитрий Свищев.
По замыслу авторов законопроекта, изменения в законе позволят привлечь меры государственной поддержки для спортивной отрасли и выстроить коммуникацию между производителями и спортивными федерациями. «Раньше эта коммуникация была самостоятельная. А сейчас мы ее прописываем в законе. Тем самым, обращаем внимание, что это обоюдная работа, и она необходима для развития рынка отечественной спортивной продукции. Не должно быть такого, что компания сделала какие-то лыжи, а они никому не подходят и не нужны», – сказал Свищев.
К организациям спортивной индустрии предлагают отнести промышленные предприятия, производящие спортивную продукцию (в том числе инвентарь, оборудование и программное обеспечение) и обеспечивающие ее сопровождение в ходе эксплуатации. Это могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
В свою очередь определение «спортивная продукция» подразумевает товары, изделия, инвентарь, оснащение, оборудование, материалы и технологии, необходимые для занятия физкультурой и спортом, восстановления людей с ограниченными возможностями здоровья.
Формированием механизмов поддержки для производителей (это субсидии, гранты, земельные участки и т.д.) займутся Министерство спорта и региональные власти. Но роль спортивных федераций в этом процессе также будет важной, подчеркивается в законопроекте. Федерации будут тестировать продукцию и формировать поэтапный план ее производства.
«Только треть спортивных изделий в России – отечественного производства, а из-за санкций часть необходимого зарубежного инвентаря в нашей стране стала недоступна. Но местная индустрия может нарастить выпуск необходимых товаров», – утверждается в релизе пресс-службы комитета.
Одним из вызовов для индустрии в 2022 г. стал уход с российского рынка мировых брендов экипировки. Изменения на рынке отразились на всех видах спорта. В частности, если говорить о футболе, то бренд Adidas прекратил поставлять экипировку для сборных России, а клубы «Зенит» и «Спартак» потеряли спонсорские контракты с компанией Nike.
Вместе с тем несколько российских брендов наладили поставки инвентаря для профессиональных спортсменов. Один из таких примеров – соглашение биатлонной сборной России с екатеринбургской компанией «ТС Спорт», которая больше 10 лет занималась продажей и производством спортивной экипировки (бренд Proteam). Стороны заключили договор весной 2022 г., после чего производитель приступил к созданию собственной линейки лыж. Наступающей осенью их протестируют топ-спортсмены.