Найти тему
Военно-технический сундук

ADGZ – уникальный австрийский бронеавтомобиль без кормы, успевший повоевать и в Европе, и на Восточном фронте

В 1934 году австрийская армия получила тяжелый бронеавтомобиль ADGZ (Austro-Daimler-Puchwerke AG), интересной особенностью которого было отсутствие кормы - оба конца машины были оборудованы водительским местом и могли служить передом, то есть в узких местах броневик мог не разворачиваться и не давать обратный ход, а мог сразу газовать в обратном направлении. И еще интересный факт – гитлеровцы после вторжения в СССР в 1941-м на некоторое количество этих бронеавтомобилей установило башни трофейных советских лёгких танков Т-26.

Австрийский тяжелый бронеавтомобиль ADGZ на службе в гитлеровском вермахте
Австрийский тяжелый бронеавтомобиль ADGZ на службе в гитлеровском вермахте

Эти бронеавтомобили создавались для армии – тяжелые, мощные, прожорливые, но весьма полезные. Однако машина появилась не на пустом месте, а на базе армейского грузовика ADAZ – тяжелого трехосного артиллерийского тягача, который разрабатывался уже давно, но из-за условий договора, запрещавшего после Первой Мировой войны иметь Австрии на вооружении тяжелую технику, в производство не запускался.

Но вот в первой половине 30-х наступил момент, когда условия договора перестали учитываться, и в производство был запущено одновременно и тягач, и броневик на его основе. И оба продукта были для своего времени уникальными.

Австрийский артиллерийский тягач ADAZ, послуживший основой для создания бронеавтомобиля ADGZ
Австрийский артиллерийский тягач ADAZ, послуживший основой для создания бронеавтомобиля ADGZ

Так, австрийская бронемашина ADGZ стала первым в мире четырехосным бронеавтомобилем (БА) серийного производства. К ее проектированию приступили в сентябре 1931 года, а два года спустя на заводе Austro Daimler Puchwerke в Винер-Нойштадте был готов прототип, правда, еще не имевший брони.

Вскоре фирму Austro Daimler Puchwerke поглотил концерн Steyr, но на темпе проводимых работ это практически не сказалось. Первый бронированный образец появился в марте 1934 года, и летом того же года прошел испытания.

Прототип бронеавтомобиля ADGZ на заводских испытаниях в 1933 году
Прототип бронеавтомобиля ADGZ на заводских испытаниях в 1933 году

Вооружение машины составляли три пулемета, из которых один устанавливался в восьмиугольной (впоследствии и круглой) башне. Управляемыми были выполнены две пары колес – первая и четвертая. У броневика не было кормы – он был снабжен передним и задним узлами управления и мог двигаться в обе стороны, не разворачиваясь.

Вот так выглядел ADGZ с двумя водительскими местами
Вот так выглядел ADGZ с двумя водительскими местами

В начале 1935 года была выпущена партия из 12 машин, в 1936-1937 гг. построили еще 15 автомобилей. Машины были направлены в части австрийской армии, однако после аншлюса Австрии в 1938-м выпуск ADGZ прекратили, несмотря на солидный запас комплектующих. В Германии разрабатывались собственные бронеавтомобили, и поначалу руководство немецких бронетанковых войск не обратило на австрийский броневик особого внимания.

Чертеж бронеавтомобиля ADGZ
Чертеж бронеавтомобиля ADGZ

ADGZ имел корпус симметричной формы, сваренный из тавровых профилей, к которому болтами крепились бронеплиты, располагавшиеся с рациональным углом наклона. На большинстве броневиков в цилиндрической башне были смонтированы в отдельных шаровых установках 20-мм пушка и пулемет. Еще два пулемета крепились в торцевых листах корпуса (в немецкой армии – пушка 2 cm KwK 35 L/45 и 7,92-мм пулеметы MG 34). Имелись и другие варианты вооружения.

Проекция броневика ADGZ
Проекция броневика ADGZ

В Австрии экипаж бронеавтомобиля составлял 6-7 человек, в немецкой армии экипаж сократили до 4 человек – командир, передний и задний механики-водители и башенный стрелок, при этом передний и задний водители обслуживали и курсовые пулеметы.

Шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель Steyr M612 и бесступечатая трансмиссия броневика типа Austro Voith Turbo - такие же, как и на трехосном тягаче ADAZ. Броневик имел необычайно высокую по тем временам удельную мощность – свыше 18 л. с. на тонну, что способствовало высокой подвижности машины. Ведущими были вторая и третья оси (имеющие сдвоенные колеса), первая и четвертая – управляемыми. Подвеска колес была независимой. Размер колес 8.25-20", камеры колес имели каучуковую самозатягивающуюся прокладку, способную герметизировать до 6 пулевых пробоин.

ADGZ в составе австрийской армии в 1936 году
ADGZ в составе австрийской армии в 1936 году

После 1938 года гитлеровцы поспешили прибрать к рукам австрийскую военную технику. Достались им и все построенные к тому времени ADGZ. Они, кстати, во многом превосходили основные тяжелые броневики вермахта тех лет – трехосные Sd Kfz 232 (6-rad). Причем основы у немецкого и австрийского бронеавтомобилей были похожими. Но если немцы просто забронировали шасси трехосного грузовика, то австрийцы основательно переработали свой ADAZ – а машина 1935 года была примечательной, и немало проехала по дорогам войны. Ведь именно здесь были проверены на практике 150-сильный двигатель, «турбинная» гидромеханическая коробка скоростей Austro-Voith и независимая подвеска колес.

Бронеавтомобили ADGZ на марше
Бронеавтомобили ADGZ на марше

В машине ADGZ, как писалось выше, имелось два поста управления. На каждом из двух торцов автомобиля были смотровой люк механика-водителя, пулеметная установка и пара мощных фар.

В 1942 году гитлеровцы попытались возобновить производство броневиков ADGZ. К этому времени на вооружении вермахта уже находились четырехосные тяжелые бронированные автомобили Sd Kfz 231 (8-rad) на шасси Bussing-NAG GS. Машины эти по некоторым параметрам были совершенней, чем ADGZ – например, у австрийцев бронелисты были закреплены на каркасе, тогда как немецкий бронекорпус был несущим. Однако огромные потери в технике, которые несли фашистские части на Восточном фронте, заставили вспомнить и об Austro-Daimler.

ADGZ в составе гитлеровских бронетанковых сил
ADGZ в составе гитлеровских бронетанковых сил

Впрочем, наладить производство ADGZ немцам по-настоящему не удалось: на фирме Steyr из имеющихся запчастей было собрано еще 25 машин для нужд полиции и СС, и всё.

С гитлеровской армией австрийские БА прошли свой путь до самого конца. Осенью 1938 года ADGZ участвовали в занятии Судет, а 1-го сентября 1939-го две машины этого типа – «Saarland» и «Sudetenland» вели сражение в районе гданьской почты, поддерживая действия полиции и полка SS-Heimwehr Danzig. По польским данным, ADGZ применялись немцами также в районе Вейхерово. Бои у гданьской почты активно освещались прессой и в кинохронике. Эти эскадры с ADGZ впоследствии были включены в различные кинофильмы и книги.

Штурм здания Польской почты в Гданьске 1 сентября 1939 года. На нижнем фото - бронеавтомобиль "Sudetenland" (надпись по борту)
Штурм здания Польской почты в Гданьске 1 сентября 1939 года. На нижнем фото - бронеавтомобиль "Sudetenland" (надпись по борту)

Во время французской кампании 4 БА ADGZ было придано полицейской дивизии. Эти же машины в составе полицейской дивизии участвовали в боях на Восточном фронте в 1941-1943 гг. Кроме разведки на линии фронта броневики использовались и для борьбы с партизанами, причем не только в СССР, но и в Югославии.

Бронеавтомобиль ADGZ на Восточном фронте
Бронеавтомобиль ADGZ на Восточном фронте

В 1944 году партизаны соединения С. А. Ковпака в одном из боев захватили какой-то довольно интересный немецкий броневик. С него сняли вооружение и сфотографировали на память. Лишь после по фотографиям было установлено, что трофеем партизан оказался австрийский ADGZ. В некоторых источниках указывается, что это событие произошло в 1942-м, но это не верно. На самом деле прилагаемые фотографии датируются февралем 1944 года, во время одного из рейдов Ковпака на территорию Третьего Рейха, место действия – польский город Седлийце.

Бронеавтомобиль ADGZ подбит 1-й Украинской партизанской бригадой С. А. Ковпака во время боя с частями дивизии СС "Викинг" под Седлийце (Польша) в феврале 1944
Бронеавтомобиль ADGZ подбит 1-й Украинской партизанской бригадой С. А. Ковпака во время боя с частями дивизии СС "Викинг" под Седлийце (Польша) в феврале 1944

Из других боевых применений известно, что БА ADGZ служили также в полицейских частях в Линце и Вене.

Проследить боевой путь ADAZ и всех ADGZ в полной мере не представляется возможным. Однако к 1945 году, когда боевая техника вермахта, разбитая и искореженная, осталась ржаветь на полях Европы и СССР, ни одного из 52 выпущенных за все годы броневиков ADGZ уже не было в строю – почти все они были разобраны и отправлены на переплавку еще во время войны.

Бронеавтомобили ADGZ в Югославии
Бронеавтомобили ADGZ в Югославии

ТТХ бронемашины ADGZ.

Двигатель – аналогичен грузовику ADAZ: Austro-Daimler M612, шестицилиндровый, рядный, верхнеклапанный, с жидкостным охлаждением объемом 11,946 л, диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 150 мм, степень сжатия 5,77, мощность – 150 л. с. (110,4 kW) при 1800 об/мин.

Кузов: бронированный симметричный с башней в центре.

Габариты: 6260 мм (по другим данным – 6080 мм)х2160х2560 мм, база 4750 мм, клиренс 275 мм.

Снаряженная масса: 11920 кг.

Максимальная скорость: 70 км/ч (как вперед, так и назад).

Колесная формула: 8х8 (передние и задние управляемые).

Коробка скоростей: бесскоростная гидромеханическая Austro Voith Turbo JDL 5,4 m2.

Тяжелый бронеавтомобиль связи ADGZ (FU) с антенной на башне
Тяжелый бронеавтомобиль связи ADGZ (FU) с антенной на башне

Экипаж: в Австрии – 6-7 человек (можно разместить еще 5), а Германии – 4 человека.

Вооружение: 1 автоматическая пушка 2 cm KwK 35 L/45 и 3 пулемета 7,92-мм MG 34 (в Австрии – 2 крупнокалиберных пулемета и 2 винтовочного калибра).

Броня: бортовая и лобовая – 14,5 мм, дно и крыша – 6 мм.

Проходимость: подъем – 35 градусов.

Вот так мог выглядеть ADGZ с башней от трофейного советского танка Т-26. Реальных фотографий такой модификации не сохранилось, хотя где-то они все же наверняка есть
Вот так мог выглядеть ADGZ с башней от трофейного советского танка Т-26. Реальных фотографий такой модификации не сохранилось, хотя где-то они все же наверняка есть

Расход топлива: 90 литров на 100 км (в технической литературе давалась заниженная цифра 72 литра на 100 км).

Емкость бака: 320 литров.

Запас хода: по шоссе – 450 км, на пересеченной местности – 300 км.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О БРОНЕТЕХНИКЕ:

Как Венгрия ковала свою бронетанковую мощь для участия во Второй Мировой войне, и какими образцами она обладала

Лучший бронеавтомобиль Красной Армии БА-11 превосходил все мировые аналоги. Просто их успели построить очень мало

Немецкий супертанк 1000 тонн весом - «Landkreuzer P.1000 Ratte». История создания и нереальность использования

Самое массовое танковое сражение в истории войн произошло на второй день Великой Отечественной

Авто
5,66 млн интересуются