В 1934 году австрийская армия получила тяжелый бронеавтомобиль ADGZ (Austro-Daimler-Puchwerke AG), интересной особенностью которого было отсутствие кормы - оба конца машины были оборудованы водительским местом и могли служить передом, то есть в узких местах броневик мог не разворачиваться и не давать обратный ход, а мог сразу газовать в обратном направлении. И еще интересный факт – гитлеровцы после вторжения в СССР в 1941-м на некоторое количество этих бронеавтомобилей установило башни трофейных советских лёгких танков Т-26.
Эти бронеавтомобили создавались для армии – тяжелые, мощные, прожорливые, но весьма полезные. Однако машина появилась не на пустом месте, а на базе армейского грузовика ADAZ – тяжелого трехосного артиллерийского тягача, который разрабатывался уже давно, но из-за условий договора, запрещавшего после Первой Мировой войны иметь Австрии на вооружении тяжелую технику, в производство не запускался.
Но вот в первой половине 30-х наступил момент, когда условия договора перестали учитываться, и в производство был запущено одновременно и тягач, и броневик на его основе. И оба продукта были для своего времени уникальными.
Так, австрийская бронемашина ADGZ стала первым в мире четырехосным бронеавтомобилем (БА) серийного производства. К ее проектированию приступили в сентябре 1931 года, а два года спустя на заводе Austro Daimler Puchwerke в Винер-Нойштадте был готов прототип, правда, еще не имевший брони.
Вскоре фирму Austro Daimler Puchwerke поглотил концерн Steyr, но на темпе проводимых работ это практически не сказалось. Первый бронированный образец появился в марте 1934 года, и летом того же года прошел испытания.
Вооружение машины составляли три пулемета, из которых один устанавливался в восьмиугольной (впоследствии и круглой) башне. Управляемыми были выполнены две пары колес – первая и четвертая. У броневика не было кормы – он был снабжен передним и задним узлами управления и мог двигаться в обе стороны, не разворачиваясь.
В начале 1935 года была выпущена партия из 12 машин, в 1936-1937 гг. построили еще 15 автомобилей. Машины были направлены в части австрийской армии, однако после аншлюса Австрии в 1938-м выпуск ADGZ прекратили, несмотря на солидный запас комплектующих. В Германии разрабатывались собственные бронеавтомобили, и поначалу руководство немецких бронетанковых войск не обратило на австрийский броневик особого внимания.
ADGZ имел корпус симметричной формы, сваренный из тавровых профилей, к которому болтами крепились бронеплиты, располагавшиеся с рациональным углом наклона. На большинстве броневиков в цилиндрической башне были смонтированы в отдельных шаровых установках 20-мм пушка и пулемет. Еще два пулемета крепились в торцевых листах корпуса (в немецкой армии – пушка 2 cm KwK 35 L/45 и 7,92-мм пулеметы MG 34). Имелись и другие варианты вооружения.
В Австрии экипаж бронеавтомобиля составлял 6-7 человек, в немецкой армии экипаж сократили до 4 человек – командир, передний и задний механики-водители и башенный стрелок, при этом передний и задний водители обслуживали и курсовые пулеметы.
Шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель Steyr M612 и бесступечатая трансмиссия броневика типа Austro Voith Turbo - такие же, как и на трехосном тягаче ADAZ. Броневик имел необычайно высокую по тем временам удельную мощность – свыше 18 л. с. на тонну, что способствовало высокой подвижности машины. Ведущими были вторая и третья оси (имеющие сдвоенные колеса), первая и четвертая – управляемыми. Подвеска колес была независимой. Размер колес 8.25-20", камеры колес имели каучуковую самозатягивающуюся прокладку, способную герметизировать до 6 пулевых пробоин.
После 1938 года гитлеровцы поспешили прибрать к рукам австрийскую военную технику. Достались им и все построенные к тому времени ADGZ. Они, кстати, во многом превосходили основные тяжелые броневики вермахта тех лет – трехосные Sd Kfz 232 (6-rad). Причем основы у немецкого и австрийского бронеавтомобилей были похожими. Но если немцы просто забронировали шасси трехосного грузовика, то австрийцы основательно переработали свой ADAZ – а машина 1935 года была примечательной, и немало проехала по дорогам войны. Ведь именно здесь были проверены на практике 150-сильный двигатель, «турбинная» гидромеханическая коробка скоростей Austro-Voith и независимая подвеска колес.
В машине ADGZ, как писалось выше, имелось два поста управления. На каждом из двух торцов автомобиля были смотровой люк механика-водителя, пулеметная установка и пара мощных фар.
В 1942 году гитлеровцы попытались возобновить производство броневиков ADGZ. К этому времени на вооружении вермахта уже находились четырехосные тяжелые бронированные автомобили Sd Kfz 231 (8-rad) на шасси Bussing-NAG GS. Машины эти по некоторым параметрам были совершенней, чем ADGZ – например, у австрийцев бронелисты были закреплены на каркасе, тогда как немецкий бронекорпус был несущим. Однако огромные потери в технике, которые несли фашистские части на Восточном фронте, заставили вспомнить и об Austro-Daimler.
Впрочем, наладить производство ADGZ немцам по-настоящему не удалось: на фирме Steyr из имеющихся запчастей было собрано еще 25 машин для нужд полиции и СС, и всё.
С гитлеровской армией австрийские БА прошли свой путь до самого конца. Осенью 1938 года ADGZ участвовали в занятии Судет, а 1-го сентября 1939-го две машины этого типа – «Saarland» и «Sudetenland» вели сражение в районе гданьской почты, поддерживая действия полиции и полка SS-Heimwehr Danzig. По польским данным, ADGZ применялись немцами также в районе Вейхерово. Бои у гданьской почты активно освещались прессой и в кинохронике. Эти эскадры с ADGZ впоследствии были включены в различные кинофильмы и книги.
Во время французской кампании 4 БА ADGZ было придано полицейской дивизии. Эти же машины в составе полицейской дивизии участвовали в боях на Восточном фронте в 1941-1943 гг. Кроме разведки на линии фронта броневики использовались и для борьбы с партизанами, причем не только в СССР, но и в Югославии.
В 1944 году партизаны соединения С. А. Ковпака в одном из боев захватили какой-то довольно интересный немецкий броневик. С него сняли вооружение и сфотографировали на память. Лишь после по фотографиям было установлено, что трофеем партизан оказался австрийский ADGZ. В некоторых источниках указывается, что это событие произошло в 1942-м, но это не верно. На самом деле прилагаемые фотографии датируются февралем 1944 года, во время одного из рейдов Ковпака на территорию Третьего Рейха, место действия – польский город Седлийце.
Из других боевых применений известно, что БА ADGZ служили также в полицейских частях в Линце и Вене.
Проследить боевой путь ADAZ и всех ADGZ в полной мере не представляется возможным. Однако к 1945 году, когда боевая техника вермахта, разбитая и искореженная, осталась ржаветь на полях Европы и СССР, ни одного из 52 выпущенных за все годы броневиков ADGZ уже не было в строю – почти все они были разобраны и отправлены на переплавку еще во время войны.
ТТХ бронемашины ADGZ.
Двигатель – аналогичен грузовику ADAZ: Austro-Daimler M612, шестицилиндровый, рядный, верхнеклапанный, с жидкостным охлаждением объемом 11,946 л, диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 150 мм, степень сжатия 5,77, мощность – 150 л. с. (110,4 kW) при 1800 об/мин.
Кузов: бронированный симметричный с башней в центре.
Габариты: 6260 мм (по другим данным – 6080 мм)х2160х2560 мм, база 4750 мм, клиренс 275 мм.
Снаряженная масса: 11920 кг.
Максимальная скорость: 70 км/ч (как вперед, так и назад).
Колесная формула: 8х8 (передние и задние управляемые).
Коробка скоростей: бесскоростная гидромеханическая Austro Voith Turbo JDL 5,4 m2.
Экипаж: в Австрии – 6-7 человек (можно разместить еще 5), а Германии – 4 человека.
Вооружение: 1 автоматическая пушка 2 cm KwK 35 L/45 и 3 пулемета 7,92-мм MG 34 (в Австрии – 2 крупнокалиберных пулемета и 2 винтовочного калибра).
Броня: бортовая и лобовая – 14,5 мм, дно и крыша – 6 мм.
Проходимость: подъем – 35 градусов.
Расход топлива: 90 литров на 100 км (в технической литературе давалась заниженная цифра 72 литра на 100 км).
Емкость бака: 320 литров.
Запас хода: по шоссе – 450 км, на пересеченной местности – 300 км.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О БРОНЕТЕХНИКЕ:
Самое массовое танковое сражение в истории войн произошло на второй день Великой Отечественной