В 1942-м году немецким инженером Эдвардом Гротте, до этого строившим танки и для Сталина, для Гитлера был спроектирован супертанк прорыва «Landkreuzer P.1000 Ratte» («Крыса»). Он должен был иметь корабельную артиллерию, но мог давить любые укрепления просто своим весом. Проект был хорош во многих отношениях, но вот тогдашняя германская промышленность справиться с таким масштабным заданием не могла.
За год боев на Восточном фронте вермахт понес такие потери, что немецким генералам стало предельно ясно – надо менять тактику. Однако с помощью имеющегося оружия ничего изменить не удавалось. Красная Армия научилась хорошо обороняться даже в условиях превосходства вражеской артиллерии и авиации. Чтобы разрушать мощные укрепления, которые русские умели быстро сооружать на любом острие удара немецких войск, требовалась мобильная тяжелая артиллерия, а вот ее-то в вермахте не хватало.
Вернее, не хватало мощи этой артиллерии, поэтому требовались новые орудия, способные не только сокрушать укрепрайоны, но и быстро перебрасываться с одного участка фронта на другой. Такую задачу могли выполнять только самоходные орудия большой мощности, например, корабельные. Это было бы прекрасным вариантом, вот только не было платформы для того, чтобы такие орудия на себе нести.
Другими словами, вермахту требовался крейсер, но не морской, а сухопутный.
В июне 1942 года Гитлеру, знакомому с основными проблемами армии на Восточном фронте, был представлен проект такого сухопутного крейсера. Автором был некий Эдвард Гротте, который занимался проектированием новых подводных лодок для кригсмарине (гитлеровского военно-морского флота). Он набросал чертежи мощного танка весом 1000 тонн, оснащенного артиллерийской башней с двумя орудиями, какие тогда стояли на линкорах и тяжелых крейсерах.
В расчеты включался и круг задач, которые такой сухопутный крейсер мог выполнять, и Гротте настолько убедительно обосновал свой проект, что Гитлер не на шутку им заинтересовался и утвердил план, дав указание своему министру вооружений Шпееру выделить под эту идею деньги и обеспечить производство сухопутного крейсера как можно быстрее. Проект получил название «Landkreuzer P.1000», а сам танк назвали «Крысой», наверное, не без умысла – такой монстр должен был прогрызать оборону противника быстро и сокрушительно.
Интересно, что Эдвард Гроте уже занимался танками, правда, в другой стране. В начале 30-х годов он Гротте работал в СССР и в качестве технической помощи со стороны Германии проектировал танки для Красной Армии. Так, в 1931-м он построил так называемый «Танк Гротте» (или ТГ-1), который после испытаний был забракован, но не из-за того, что был плохой, а потому что был очень сложный. Впрочем, танк ТГ-1 был построен не зря, потому что буквально на следующий год благодаря многим техническим идеям, которые воплотил Гротте в своей машине, советскими инженерами был построен знаменитый пятибашенный танк прорыва Т-35.
Кроме того, Гротте предложил Красной Армии еще одно свое детище – гигантский 1000-тонный танк ТГ-5, и проект даже был одобрен самим Сталиным, но после изучения предложенной немцем идеи советскими специалистами от нее решено было отказаться, так как советское производство не могло в те времена воплотить такую многообещающую идею в жизнь. В начале 30-х советская промышленность еще не обладала такими мощностями, какие получила перед войной.
После прихода в Германии к власти Гитлера в 1933-м всех немецких специалистов выдворили из СССР на родину, и Эдвард Гротте стал работать на Рейх. Правда, из танкистов он переквалифицировался в корабелы, так как его гигантоманские пристрастия можно было воплощать в больших океанских кораблях, а не в маленьких танках, какие нужны были Гитлеру для сухопутных блицкригов.
Но вот не прошло и десяти лет, как надобность в танках Гротте снова возникла, и новая идея даже стала воплощаться в жизнь. На проектирование были выделены хорошие деньги, и к концу 1942 года все чертежи были закончены, то есть по ним можно было строить танк.
Однако прежде чем приступить к строительству, необходимо было подготовить промышленные мощности, и тут оказалось, что промышленность Третьего Рейха этот проект совершенно «не тянет», так как только на переоснастку производства потребовалось бы такое количество времени, что раньше война закончилась бы с тем или иным результатом, прежде чем хоть один такой сухопутный крейсер можно было бы построить.
Странно, что умный министр вооружений Альберт Шпеер не подумал об этом раньше, еще на стадии подготовки проекта. Было угрохано много денег на создание детального проекта, причем совершенно впустую, потому что, хорошенько поразмыслив над возможностями своего ведомства, Шпеер от проекта со скрипом отказался и сдал его в архив. Эдварду Гротте снова пришлось заниматься подводными лодками.
Между тем проект был неплох в целом, и при иных обстоятельствах вермахт получил бы отличное средство сокрушения обороны любой мощности. Так как танк имел огромную массу, то он мог давить укрепления своей массой, даже не прибегая к использованию бортовой артиллерии. Движение монстру должны были придавать 8 судовых двигателей каждый мощностью по 2000 л. с. Предполагалось, что по ровной местности скорость «Landkreuzer P.1000 Ratte» составляла бы более 30 км/ч, что для такой махины было просто отлично.
Вооружался супертанк артиллерийской башней с двумя корабельными орудиями калибром 283 мм. Кстати, по воспоминаниям некоторых немецких инженеров, башню эту для «Крысы» все же успели построить, и она якобы даже проходила испытания. Однако советские источники об этом ничего не говорят. Не сохранилось даже чертежей этого монстра, разработанных Гротте, а если они и сохранились, то их прячут где-то по каким-то неведомым причинам.
На танк предполагалось установить еще одну или две башни сзади с орудиями меньшей мощности, но все это зависело от того, какие характеристики покажет реально изготовленный прототип, чего, как известно, не случилось.
Итак, длина сухопутного крейсера была 35 метров, ширина – 14, высота – 11, каждое гусеничное полотно было шириной 3 метра. Бронирование тоже было очень мощным: вертикальное - 40 см, горизонтальное – 15 см, но его было недостаточно для защиты верхней части башни и моторного отсека от гаубичных снарядов и авиационных бомб. Но если с воздушной угрозой можно было побороться путем установки на танке мощной зенитной батареи и привлечением истребительной авиации для прикрытия, то против гаубиц никакие дополнительные меры не работали, только разве что следовало придумать более совершенную схему бронирования.
Также предполагались сложности с доставкой этого гигантского крейсера к месту боя, но они были не принципиальными, и их можно было довольно быстро разрешить с помощью хорошо подготовленных инженерных частей вермахта.
Послевоенные историки, занимавшиеся изучением этого проекта, дошедшего до них в весьма скудном виде, имеют самые разные мнения о боеспособности и вообще целесообразности такого монстра. С одной стороны проект «Landkreuzer P.1000 Ratte» можно было рассматривать только в качестве высшего символа какого-то «чудо-оружия» с непонятными возможностями. Но с другой – этот проект все же разрабатывался, причем не одним инженером, и обсуждался практически всеми военными, которых это касалось.
И остановлен был этот монстр не потому, что были какие-то сложности в его использовании, а, как писалось выше, в неспособности германской промышленности в 1943 году реализовывать такие масштабные проекты, тем более в условиях начавшихся тотальных англо-американских бомбардировок Германии.
К тому же все ресурсы поглощал Восточный фронт, а после Сталинградской битвы вермахту не хватало даже обычных танков и орудий, и это количество сильно сократилось бы, если бы Шпеер все же приступил к воплощению проекта «Landkreuzer P.1000 Ratte». И совершенно было непонятно – спас ли бы этот супер-монстр Германию на том этапе войны?
Альберт Шпеер, видимо, очень сильно в этом засомневался, причем не на пустом месте, так как он консультировался по проекту с очень многими генералами, в том числе и боевыми. И если генералы и не выражали сомнения в целесообразности этого проекта, то наверняка они и не сильно на нем настаивали, прикинув, что лучше получить сотню «Тигров», чем одну «Крысу», которую на поле боя подстерегала любая трагическая случайность.
К тому же не забываем, что уже в начале 1943-го наметилась тенденция к всеобщему отступлению гитлеровских войск, а в этом случае была явная опасность захвата этого «чудо-оружия» Красной Армией. Ведь быстро эвакуировать поврежденного монстра в 1000 тонн весом с поля боя в условиях отступления не то что трудно, а просто невозможно.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения
Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro