Как раз накануне войны на вооружение бронетанковых частей Красной Армии поступил самый совершенный в мире на тот момент бронеавтомобиль БА-11, разработанный на колесной базе известного советского трехосного грузовика ЗИС-6. На эту машину были возложены задачи обеспечения манёвренной огневой поддержки наступающей пехоты и кавалерии, качественного усиления бронетанковых соединений, вооружённых средними машинами, а также борьбы с бронесилами и огневыми точками врага. И эта машина, несмотря на некоторые недостатки, все задачи выполняла отлично, но до начала войны успели построить только 16 машин и 1 прототип, а впоследствии наладить массовое производство этого уникального образца бронетехники в нормальных условиях так и не удалось.
В начале 30-х в СССР велись довольно активные работы над массовым трехосным автомобилем, созданным на базе популярного в стране 2,5-тонного АМО-3 (4х2), выпускавшегося на основе чертежей, купленных в свое время у американской фирмы «Autocar». Были разработаны чертежи трехосного грузовика АМО-6 НАТИ с главной червячной передачей, и предусматривалось дальнейшее развитие всей линейки автомобилей этого типа..
После основательной реконструкции автопредприятия, начатой в 1929-м, и закончившейся 1 октября 1931 года, завод был переименован в ЗИС (завод им. Сталина). В конце 1933 года после перехода Московского автозавода на производство грузовика ЗИС-5, в конструкторском бюро была разработана документация на трехосный грузовик АМО-6 с шестеренчатой передачей. Было выпущено две экспериментальных машины – с главными передачами шестеренчатого и червячного типа.
Сейчас трудно объяснить, почему был сделан в пользу варианта с главной передачей в виде червячной пары. Вероятно, сказалось то, что в те годы многие известные зарубежные фирмы склонялись именно к червячному варианту.
26 июля 1933 года была выпущена опытная партия из 20 машин ЗИС-6. Их испытали в Каракумском пробеге (4000 км) и по Украине (2000 км). С 1934 года развернулось серийное производство ЗИС-6, продолжавшееся до начала октября 1941 года, когда завод был эвакуирован из Москвы. Всего удалось изготовить 21 тысячу 239 автомобилей ЗИС-6, и многие из этих машин не только прошли всю войну, но и использовались в СССР в народном хозяйстве до конца 50-х годов.
У ЗИС-6 двигатель был тот же самый, что стоял и на базовой модели. Вместе с этим радиатор имел значительно увеличенный объем – 32 литра вместо 23, также была увеличена мощность радиатора. В трансмиссии применялся новый двухступенчатый демультипликатор с задним ходом. Раму усилили, одновременно в механический привод барабанных тормозов, действовавших на все колеса, добавили вакуумный усилитель. Зажигание устанавливалось в двух вариантах – батарейное и от магнето, что увеличивало надежность запуска.
С учетом специфики эксплуатации автомобиля на просторах страны емкость его бензобака увеличилась до 105 л, а емкость двух бортовых аккумуляторов – до 210 Ач. Имелся также и компрессор для ускоренной накачки шин.
Трехосный грузовик ЗИС-6 в Красной Армии использовался довольно широко, в первую очередь - как обычное транспортное средство, но и весьма активно как шасси для спецустановок (в частности – для первых «катюш», передвижных радио- и электростанций, походных мастерских, автокранов, топливозаправщиков и др.).
К началу войны РККА располагала 372 тысячами автомобилей отечественного производства, из них почти 20 тысяч специальных машин повышенной проходимости – ЗИС-6, ГАЗ-ААА, ГАЗ-60 и некоторых других. На военных дорогах они проявили себя довольно неплохо, правда модели 6х4 в боевых условиях каких-то особых преимуществ перед стандартными автомобилями не показали, и в октябре 1941 года их производство прекратили.
Так же, как это делалось в большинстве стран (в Германии, США, Японии, Чехословакии), трехосный армейский грузовик изначально рассматривался как основа для создания БА (бронеавтомобилей). В 1934-м году на Московском автозаводе (ЗИС) было начато изготовление трехосного БА с червячными задними мостами (конструкторы Е. И. Важинский, А. С. Айзенберг, А. И. Скерджиев и Кьян Ке Мин).
Тяжелый бронеавтомобиль на шасси ЗИС-6, готовый в постройке к осени 1935 года, получил название БА-5. Просторный бронекорпус был сварен из листов толщиной от 4 до 9 ммв разных местах, и вмещал с относительными удобствами экипаж из 5 человек. Башня была цилиндрической, оснащалась 45-мм пушкой, также имелся спаренный с орудием пулемет ДТ, все стволы были смонтированы в шаровых установках как в лобовом листе корпуса, так и в кормовой части рубки. Как обычно, был предусмотрен задний пост управления с рулем и педалями.
Бронекорпус БА-5 получился лучше, чем у распространенного тогда в войсках БА-3, но вот габариты и проходимость военных не удовлетворяли. И, прежде всего, недостаточной была мощность двигателя – всего 73 л. с., но при этом и шасси, и двигатель ЗИС-6 имели значительные резервы для дальнейшего совершенствования, а форму корпуса можно было рационализировать, уменьшив габариты без особых потерь.
В течение 1936-37 гг. проектировалось специальное укороченное шасси с индексом ЗИС-6К под двигатель заметно увеличенной мощности, заниженным расположением мотора и задним постом управления. Был построен макетный образец шасси. Положительные результаты этой кропотливой работы позволили зимой 1938 года без всяких задержек приступить к созданию новой модели – тяжелого бронеавтомобиля БА-11 на шасси, получившем индекс ЗИС-34 (компоновка – А. С. Айзенберг, шасси – Д. В. Соломатин, Б. М. Фиттерман, В. Н. Смолин, бронекорпус – А. Н. Баранов).
Стандартный ЗИС-овский двигатель форсировали до 93 л. с., а снабженный алюминиевой головкой, он выдавал даже 99 л. с. Увеличение мощности было достигнуто за счет увеличения степени сжатия и частоты вращения. На машину установили уже проверенную дублированную систему зажигания – от магнето и от батареи, при этом свечи были экранированы, чтобы не мешать работе радиостанции. Наличие в демультипликаторе реверса давало в сумме 9 скоростей вперед и 6 назад, при этом скорость заднего хода была тоже относительно высокой, и достигала более 90% от переднего. Было применено и новшество – механизм, позволявший при необходимости запускать двигателя вручную изнутри машины.
Раму удлинили на 400 мм, соответственно была сокращена и база – на 350 мм. Колеса предполагалось оснащать пулестойкими шинами с грунтозпцепами, а при необходимости – гусеничными цепями «оверолл». Для повышения проходимости БА запасные колеса по бортам были закреплены на вращающихся опорах, при преодолении сложных препятствий они играли роль опорных катков.
У машины была довольно совершенная для своего времени форма низкого броневого корпуса, отличающегося наклонным расположением броневых листов, имевших толщину 13 мм.
Начальная скорость снаряда 45-мм пушки оставляла желать лучшего, но более мощного орудия с умеренной силой отдачи в стране просто не существовало, кстати, не существовало такового и в других странах, выпускавших подобные автомобили. Зато экипаж имел новейшие пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К. Также машины оборудовались дуплексными радиостанциями.
К концу 1938 года на заводе ЗИС уже стояли собранными экспериментальные шасси, снабженные макетными бронекорпусами. В конце следующего, 1939-го, Ижорский завод подготовил для испытаний первые две бронемашины БА-11, однако принять участие в разгоревшейся в то время Советско-Финской войне, как это предполагалось руководством РККА, они так и не успели – слишком сложной была доводка готовых образцов и устранение всех «детских болезней». Например, военным не нравились возросшая на 400 кг масса (по сравнению с заданием) и заметно более высокое в связи с этим удельное давление на грунт.
Однако было отмечено, что по своим основным боевым характеристикам новая боевая машина значительно превосходила своего собрата БА-10, который состоял тогда на вооружении Красной Армии. По некоторым параметрам БА-11 уступал даже основной пехотный танк Т-26, в частности, при одинаковой мощности двигателя танк на шоссе мог разогнаться только вполовину скорости бронеавтомобиля (35 км/ч против 73 км/ч).
Но работа продолжалась. После проведения испытаний Московский завод начал осваивать более продуктивную конвейерную сборку шасси ЗИС-6, и в течение 1940-41 гг. было собрано 16 первых БА, которые могли бы основать большую серию, если бы не преодолимые обстоятельства. В июне 1941-го началось вторжение гитлеровских войск в СССР, и спешная эвакуация автомобильных и многих смежных заводов нарушила все планы по дальнейшему выпуску бронеавтомобилей.
БА-11 применялись только в самом начале Великой Отечественной войны, и в основном машины воевали на Ленинградском фронте. Впрочем, судьба их в этот период сложилась не совсем удачно. Практически все они были потеряны в боях до осени 1941-го, а новых бронеавтомобилей не поступало. В самом начале войны была сделана безуспешная попытка наладить выпуск БА-11 на Подольском заводе им. Баранова, однако внезапное прекращение производства трехосных автомобилей ГАЗ-ААА и ЗИС-6 из-за отсутствия шасси означало конец выпуска и БА на их базе.
Конечно, принципиально машина получилась неплохой, но широко развернуть ее производство в тот момент не удалось, потому что Ижорский завод был отрезан от Большой Земли блокадой Ленинграда, а в виду приоритета строительства танков были похоронены надежды возобновить производства даже с течением времени.
Хоть немного следует сказать об одной модификации БА-11, не имевшей вообще никаких аналогов в мире. Это БА-11Д с дизельным двигателем.
В конце 1940 года на одно из имеющихся на заводе шасси автомобиля ЗИС-34Д был поставлен опытный автомобильный дизель ЗИС-7Д (конструкторы – П. В. Сметанников, В. А. Будников, И. И. Молчалин). Мощность этого дизеля - 90 л. с. при 2200 об/мин (6 цилиндров, 1-5-3-2-4, диаметр 100 мм, ход поршня 130 мм, объем 6,12 л, степень сжатия 18, топливо – газолин). Машина даже теоретически была очень перспективной, и потому было решение выделить для ее разработки дополнительные мощности.
В начале 1941 года первый советский БА-11Д с дизельным двигателем был отправлен на практические испытания. Сразу выявились недостатки - из-за заметно более тяжелого мотора масса машины значительно увеличилась (до 8,6 тонн). Впрочем, за счет большей экономичности работы двигателя запас хода возрос на 30% при тех же баках объемом в 150 литров. Правда, скорость бронемашины по шоссе заметно снизилась – в главной передаче надо было менять передаточные числа, но при этом благодаря гораздо лучшим тяговым характеристикам дизеля появилась возможность поднять среднюю скорость машины на шоссе до 39, 8 км/ч (сообщаемая иногда цифра 48 км/ч– расчетная величина).
Благодаря применению дизеля существенно увеличилась пожарная безопасность бронеавтомобиля. Но, к сожалению, до начала войны освоить двигатель Д-7 не успели, потому уникальный БА-11Д так и остался экспериментальным образцом…
Боевое применение БА-11 показало, что это очень надежная боевая машина, практически по всем характеристикам превосходила все зарубежные аналоги. Правда, их было изготовлено очень мало, и все 16 бронеавтомобилей были потеряны в первоначальный период войны. Уцелел только один, 17-й экземпляр, который с началом войны был передан в Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу и использовавшийся как учебная единица, а потом послужил источником запчастей для ремонта своих собратьев.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРО БРОНЕТЕХНИКУ:
С какой целью русские солдаты ездили на БТР и танках, сидя верхом на броне?
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения
Самое массовое танковое сражение в истории войн произошло на второй день Великой Отечественной
Сколько танков потеряла в Великую Отечественную Германия, а сколько – СССР?
Почему огнемётные танки были запрещены и сегодня не используются ни в одной армии мира?
Китайские танки отстают от мирового уровня на треть века