Сегодня легендарный вратарь Борис Тортунов, который в составе «Металлурга» завоевал два высших титула Евролиги, по одному – чемпионата страны и Кубка России, отмечает золотой юбилей. Четверть века назад именно он был основным голкипером в той чемпионской магнитогорской команде, что за давностью лет воспринимается уже как былинная.
Как сам однажды сказал Борис Тортунов: «Каждый попадает в историю по своему». Действительно, выиграй «Металлург» 14 февраля 1999 года в суперфинале Евролиги в Москве у «Динамо» с футбольным счётом 1:0, даже «сухой» чемпионский матч не принёс бы оглушительной известности вратарю. А так… Ни одно интервью, которое брали журналисты у Бориса Тортунова за минувшие почти уже четверть века, не обошлось без вопроса о злополучном голе за 7,9 секунды до сирены.
...Тот исторический для «Металлурга» матч во Дворце спорта «Лужники» мне довелось лицезреть воочию. Перед началом третьего периода, при счёте 0:0, я спустился вниз, к самому бортику площадки – сотрудники службы безопасности и милиционеры журналистам это делать разрешали. Зона защиты «Динамо» оказалась как на ладони, и я прекрасно видел, как на 44-й минуте блестяще разыграла большинство пятёрка Евгения Корешкова. Равиль Гусманов выбрался из угла площадки и выдал «зрячий» пас на дальнюю штангу Александру Корешкову. Саша не промахнулся – 1:0!
С этого момента время работало на «Металлург». Бежали секунды, динамовцы предпринимали отчаянные попытки отыграться, но все их усилия разбивались о грамотную, чётко организованную оборону команды Валерия Белоусова. Присутствовавшие в зале магнитогорцы чувствовали, что победа неминуемо приближается, но боялись даже заикнуться об этом – как бы не сглазить! Организаторы уже приготовили ковровую дорожку, мэр Москвы Юрий Лужков собрался вручать «Сильверстоун» магнитогорцам. И вдруг...
За несколько секунд до конца третьего периода динамовский защитник Андрей Марков из своей зоны мощно бросил в направлении Тортунова. Бросил в отчаянии – я это отчётливо видел, поскольку Марков находился за стеклом в двух метрах от меня. Шайба явно летела мимо, однако наш голкипер зачем-то решил её поймать и... подправил в собственные ворота. Жуть...
Мы переглянулись со стоящим рядом коллегой Владимиром Мозговым. «Что случилось?!» – спросил он. Вместо ответа я схватился за голову.
Оставшиеся 7,9 секунды команды доиграли под восторги столичной публики. «Мы их сделали!» – ликовали москвичи и в победе динамовцев уже не сомневались.
Весь перерыв магнитогорские журналисты и болельщики приходили в себя. Хоккеисты, тренеры, руководители клуба, похоже, тоже. Мимо меня прошёл главный тренер Валерий Белоусов – с каменным от напряжения лицом и отсутствующим взглядом. Чуть позже спустился из гостевой ложи генеральный директор клуба Геннадий Величкин – таким мрачным я его никогда не видел. Потом Геннадий Иванович признался: «В тот момент мне показалось, что жизнь кончилась».
«Что тогда происходило – помню чётко, – рассказывал спустя много лет Борис Тортунов. – Со льда я ушёл последним. Недалеко от раздевалки стояли тренеры. А в самой раздевалке – гробовая тишина. Только Валерий Константинович Белоусов сказал» «Всё бывает, но мы сильней». Я отдал ловушку нашему сервисмену, чтобы он её зашил. Раньше ловушки вратарей крепились на липучке, которая со временем стиралась, становилась дряблой – и расстёгивалась. Я перед матчем попросил зашить мне эту ловушку. Убрать липучку, сделать нормальный ремень, который бы никогда не отцеплялся. Мне ответили: «Перед игрой не шьют». Так вот. Уже потом весь клуб смотрел запись, чтобы понять – врал я или нет насчёт того, что играл весь матч с такой ловушкой. И все увидели, что перед каждым вбрасыванием я снимал блин и заново застёгивал ловушку покрепче, чтоб она не болталась. А гол случился так: шайба попала в нижний край ловушки и просто её провернула. Липучка расстегнулась, шайба упала мне за спину».
…Жизнь, тем не менее, продолжалась. И борьба за золото Евролиги тоже. Хоккеисты «Металлурга» из раздевалки выходили на лёд не растерянные, не мрачные, но сосредоточенные и серьёзные – как на последний бой, проиграть который они не имели права. И «Динамо» дрогнуло. С первых же секунд овертайма магнитогорцы прижали его к воротам и заставили лихорадочно отбиваться.
На отметке 2:07 дополнительного времени нынешний главный тренер «Металлурга» Андрей Разин выиграл вбрасывание в зоне хозяев, откинув шайбу защитнику Владимиру Антипину, и тот неотразимо бросил – 2:1. « После этого он побежал не к нашей скамейке, а ко мне. Кричал: «Боря, этот гол для тебя!». Я благодарен Антипину. Если бы не его гол, мог бы и закончить карьеру после этого», – нередко рассказывал потом Тортунов. А однажды добавил: «Сейчас я бы ту шайбу рукой поймал».
Карьера, кстати, у Бориса Тортунова сложилась на зависть многим. Конечно, все свои главные медали в бытность вратарём он завоевал в составе «Металлурга», но и в других клубах – а их наберётся около десятка, в том числе из Белоруссии и Словении – выглядел солидно. Однажды Тортунов сыграл даже в сборной России, правда, участием в одном матче дело и ограничилось.
Легендарный Валерий Белоусов в своё время настолько «прикипел» к этому голкиперу, что приглашал его во все команды, в которых работал: в 1997 году – в «Металлург» (в Магнитку Тортунов тогда вернулся после годичного перерыва), в сезоне 2001/2002 – в сборную России, где Валерий Константинович был помощником главного тренера Бориса Михайлова, в 2005-м – в омский «Авангард». «Нет в России вратаря кроме Тортунова», – шутили болельщики, оценивая те кадровые решения Белоусова.
А после окончания игровой карьеры Борис Тортунов плодотворно поработал тренером – в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, в России. И вот вновь осел в Магнитогорске, где провёл лучшие годы, – на этот раз в должности старшего тренера вратарей в системе хоккейного клуба «Металлург».
С юбилеем, Борис Владимирович!
© Владислав Рыбаченко
Фото из архива ХК «Металлург».