Юна ИМАМУРА, 6 класс
В июне я впервые поучаствовала в летней театральной мастерской, которую проводит ДМТЮА ― Детский музыкальный театр юного актёра в Москве. Мы учились у опытных педагогов и в конце смены представили свою работу ― спектакль по рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка».
Вдохновились просмотром спектакля
Путь в мир театра начался так: подруга Вика предложила сходить на спектакль «Республика ШКИД» по повести Григория Белых и Л. Пантелеева.
Раньше я никогда не была в ДМТЮА и даже не подозревала о его существовании. Там всё как в обычном театре: звонки, акты, буфет и большая сцена. Только все роли исполняли не взрослые, а дети примерно моего возраста.
Я давно не была чем-то так впечатлена. Артисты играли прямо как взрослые профессионалы. Всё по-настоящему ― и эмоции, и движения, и реплики. Было видно, что артисты много работали над своими ролями. Но в то же время игра детей была искреннее и естественнее, чем у взрослых. Ребята как будто жили на сцене.
Зайдя вечером на сайт театра, мы узнали: каждый год проводится летняя театральная мастерская, в которой может принять участие любой желающий. Мы с Викой сразу же записались на первую смену, и ещё я позвала одноклассницу Соню из «Альма-Матер».
Первая неделя – сразу к делу
Мы вошли в здание театра через служебный вход. От этого я почувствовала какую-то гордость: ведь я вхожу через ту же дверь, что и настоящие актёры.
Нам выдали футболки с логотипом ДМТЮА, после чего все пошли в зал. На сцену вышел художественный руководитель нашей смены, российский актёр театра и кино Алексей Игоревич Андреев. Он представил двух других педагогов, рассказал о планах, мы посмотрели видеоролик о первой смене прошлого года, сфотографировались на сцене и отправились на занятия.
Детей было больше семидесяти человек, поэтому нас поделили на три группы: старшая, средняя и младшая. Мы с Соней попали в среднюю группу, а Вика в старшую. Репетиции проходили отдельно у каждой группы, но на второй неделе все объединились и репетировали вместе.
Сценарий намного отличался от произведения Рэя Брэдбери, но главная идея осталась. Добавили несколько действующих лиц, их получилось восемь. «Улыбка» ― спектакль о том, как в одном городе люди решили забыть о прошлом и создать новый мир без красоты, фантазий и искусства. Люди ходят в одинаковой одежде, зависимы от телефонов, едят фудгеры ― бургеры с котлетами из жужелиц и кузнечиков, уничтожают книги. В такой город попадает мальчик Том, живший до этого обычной жизнью вместе со своим дедом. В конце спектакля люди уничтожают «Джоконду» Леонардо да Винчи, разрывают её на куски, а Том сохранил кусочек холста с улыбкой Джоконды.
Каждый день проходило три занятия: актёрское мастерство, вокал и хореография. На актёрском мастерстве мы учились работе на сцене, репетировали движения и действия. Иногда сидели в кругу и читали сценарий, обсуждая героев и поступки. Алексей Игоревич просил прочитать отрывки по ролям и учил нас сценической речи. Больше всего мне нравилось слушать рассказы об актёрском опыте Алексея Игоревича и его советы. Например, он говорил: «Вы не должны жить от реплики до реплики. Вы должны заполнять пространство между ними.»
На вокале мы разучивали песни для спектакля, всего их было шесть. Песни выбрали современные, был даже рэп. Для каждой песни поставили танец, самым сложным был хип-хоп, который мы танцевали под рэп. Чтобы на сцене всех было видно, в номерах мы выходили по очереди по группам.
Одновременно с репетициями выбирали детей, которые будут играть действующих лиц. Меня не выбрали, но я не расстроилась: чтобы играть роль, нужно долго заниматься, а это был мой первый опыт на большой сцене. На сцену выходили абсолютно все, мы участвовали почти во всех номерах. Больше всего мне понравился номер, где мы танцевали с кусками полотна «Джоконды» в руках.
Вторая неделя ― репетируем и учимся
На второй неделе мы стали заниматься в зале для репетиций. Все роли уже отобрали, танцы поставили, песни выучили. Осталось склеить всё воедино. Костюмы у всех одинаковые ― белые футболки, белые рубашки, белые брюки карго. Мы приходили прямо так, чтобы привыкнуть к образу.
В свободное от репетиций время продолжали думать о театре: собирались после занятий в гостях у моей одноклассницы и все вместе повторяли танцы и номера, читали рассказы Рэя Брэдбери. Несколько человек даже ходили в картинную галерею, чтобы проникнуться силой искусства. Мы с Викой посетили спектакль наших старших коллег, наблюдали за их игрой и учились у них. Эти три недели мы жили только театром и думали о предстоящем выступлении.
На репетициях мы уставали, нужно было по десять раз выполнять одни и те же движения. Нас постоянно переставляли и меняли композиции, приходилось подолгу ждать, пока другие отработают сцену. Но результат того стоил.
Третья неделя ― выступаем
За четыре дня до показа мы наконец-то переместились на сцену. Репетировать на сцене сложнее и ответственнее. Мы репетировали с включённым экраном (он был нашей единственной декорацией) и со светом. Трудилось огромное количество людей помимо педагогов: художник по свету, звукорежиссёр, микрофонный оператор, костюмерная часть, художественно-постановочная часть, администраторы.
В среду состоялся генеральный прогон, а уже в четверг мы выступили.
В день выступления я совсем не волновалась. Мы приехали в театр за шесть часов до спектакля, чтобы всё ещё раз отрепетировать и подкорректировать некоторые моменты. В перерывах мы расслаблялись, играя в игры на внимательность. Алексей Игоревич рассказывал нам истории из своего актёрского опыта, давал советы.
Гримёры помогли сделать причёски и макияж. В нашем распоряжении были две гримёрные: для девочек и для мальчиков. Мне понравились зеркала с лампочками по всему периметру. Мы по очереди подходили к гримёрам. Макияж и причёски у всех одинаковые ― девочкам заплели две косички и подвели чёрным карандашом глаза. В гримёрной я чувствовала себя настоящей артисткой, захотелось поскорее выйти на сцену.
Всё готово к выступлению. Мы наблюдали за зрителями в зале по телевизору, висящему в коридоре. По нему же мы видели, что происходит на сцене. За несколько минут до начала к нам подошёл художественный руководитель театра, заслуженный артист Российской Федерации Александр Львович Фёдоров. Он пожелал всем удачи и сказал, что главное ― получить удовольствие от работы.
На сцене я чувствовала себя уверенно и ни разу не запнулась. Зал был полон народу, пришли не только наши родители, но и друзья и ребята из студии и труппы. Обошлось почти без неожиданностей и накладок ― все сыграли великолепно. Во время серьёзной финальной песни мы искали глазами своих родителей и знакомых, и некоторые улыбались, что было не очень профессионально, но очень мило.
После выступления нам громко аплодировали зрители, всем выдали букеты и дипломы об участии в летней театральной мастерской.
После смены я поняла, что и дальше хочу развиваться в области театрального искусства и продолжать участвовать в новых проектах Детского музыкального театра юного актёра.