В прошедший вторник мы рассуждали о том, сколько денег давать ребенку на карманные расходы, говорили про то, как часто и в каких обстоятельствах это нужно делать. Сегодня обсуждаем лишение денег в качестве наказания: насколько оно действенно? Давайте разбираться!
О поощрении
Как мы и писали, поощрять малыша за достижение поставленных целей можно. Добавим: важно, чтобы это поощрение не шло в разрез с семейными ценностями, а сама система вознаграждения была для ребенка понятной. Обратите внимание: задача, которую Вы поставите перед малышом, должна быть выполнимой. К примеру, обещание подарить школьнику 1000 рублей в случае, если он получит «пятерку» по математике «за год», мотивирует его учиться лучше, если в первой и второй четверти у него были четверки, в третьей - пятерка, а четвертая четверть началась только что. Если же по итогам первых трёх четвертей у него уверенная «4», то что бы он ни сделал в четвертой четверти, пятерки «в году» у него уже не будет - смысл стараться?
Лишение денег в качестве наказания
Не давать ребенку деньги за проступки и тем более забирать у него уже выданные - не лучший воспитательный приём. Таким образом родитель лишь ухудшит свои отношения с малышом - ребенок может потерять доверие. Для решения конфликтных ситуаций следует выбрать другой формат коммуникации.
Учим ребенка пользоваться карманными деньгами
Объясните малышу, какие варианты обращения с деньгами существует. Самый простой и распространенный метод - возьмите две коробки (шкатулки, конверта) и договоритесь с ребенком, что она из них будет применяться для долгосрочных накоплений, другая - для повседневных трат. Некоторые родители берут и третью коробку - вводят концепт благотворительности - в неё кладутся деньги для помощи нуждающимся (старикам, больным детям, бездомным животным и т.п.).
Важно! Не спешите занимать деньги на покупку, на которую ребенку не хватает собственных накоплений: привычки постоянно одалживать финансы формироваться не должно. Напомните ему, что он может накопить деньги - отложить со следующей суммы. В крайнем случае, если идёт речь о покупке редкой «долгожданной» вещи (игрушки, книги, техники и т.д.), занять можно, однако важно объяснить, что с последующих сумм на карманные расходы задолженность придётся отдавать. Не стесняйтесь вычитать долг, не «прощайте» его. Обе стороны - и родители, и малыш - должны осознавать условия договора и выполнять их.
Решение о том, вовлекать ли малыша в планирование семейного бюджета, родители принимают самостоятельно. Вероятно, ребенку не нужно знать о размерах и источниках дохода (к примеру, родители не хотят, чтобы малышслучайно рассказал товарищам о семейных вкладах, а те, в свою очередь, поделились этой информацией с родителями).
Навыки распоряжения карманными деньгами
Научение малыша пользованию карманными деньгами развивает очень важные навыки:
1. ребенок учится достигать долгосрочных целей и формировать «подушку безопасности»;
2. малыш несёт ответственность за необоснованные траты.
Особую роль в этом контексте играет личный пример родителей. Если в семье нет культуры пользования деньгами, то факт выдачи суммы на карманные расходы ничему не научит малыша - планировать и контролировать траты сам он вряд ли станет.
Вместе с объяснением ценности денег доносите ценность вещей (игрушек, одежды, техники). Если малыш потратил деньги до окончания недели, а теперь ему требуется ещё, не давайте дополнительных - пусть обдумает свои действия и сделает соответствующие выводы. Не ругайте за ошибки:допускают их если не все, то многие. Обязательно разбирайте недочёты и не поощряйте расточительство.
Большое преимущество карманных денег в том, что они помогают ребенку сформировать терпеливость и волю, самостоятельность и ответственность. Недостаток - как минимум на первых порах малыш, скорее всего, будет покупать фастфуд и безделушки, отвлекающие его от учебы.