В самом простом понимании, поведение - это любое действие, которое выполняет человек. У каждого поведения есть своя история формирования, на которое влияет ряд факторов:
- физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья). Например, если у человека болит зуб, то скорей всего он будет плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.;
- среда, в которой мы живем. На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, есть рис руками, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения;
- последствия, которые влекут за собой поведение. Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды Н.П. у детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, например, бабушками, родителями, педагогами. Например, девочка Маша укусила логопеда за руку, логопед убрал все требования и отпустил Машу на перерыв. С большей вероятностью, что поведение Маши "кусаться" повториться еще раз!
Чтобы помочь семье и ребенку, который проявляет формы нежелательного поведения (Н.П.), нужно вещи называть своими именами. Точно и подробно описывать и называть поведение, которое происходит у ребенка. Тк слово "истерика" у всех воспринимается по разному. Я, например, думаю, что истерика - это упасть на пол, плакать и стучать кулаками.
Приведу примеры с какими формами н.п. чаще всего сталкиваются родители и педагоги:
• истерики (падает на пол, кричит, плачет, разбрасывает предметы, стучит ногами, руками и.т.д.);
• агрессия (по отношению к себе (кусается, удары по голове и т.д.), по отношению к другим людям (говорит матные слова и т.д.), по отношению к окружающим предметам (разбрасывает предметы);
• самостимуляция (махание руками, прыжки, бег по кругу, постукивание по поверхностям, повторение фраз из мультиков и реклам и т.д.);
• обессивно-компульсивное поведение и стереотипы (выстраивание предметов в ряд, открывание и закрывание дверей, разделение продуктов во время еды, пристрастие к одному виду одежды, и т.д.);
• социально-неприемлемое поведение (громкие крики, раздевание в общественных местах, еда из чужой тарелки, неосознанная опасность – вырываться на дорогу, проба на вкус несъедобных предметов, и т.д.).
Как же быть в этом случае?
Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. В прикладном анализе поведения - это называется «трехкомпонентная поведенческая последовательность» цепочка АВС.
То есть, в окружающей среде есть что - то (стимулы), которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ. Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так дети с РАС с помощью своего поведения "разговаривают" с нами.
Цель данной статьи научить Вас обращать внимание на то, что было ДО поведения и что произошло ПОСЛЕ. Давай-те порассуждаем вместе.
Ситуация 1.
Мама говорит по телефону. Ребенок в это время кричит, плачет. Мама положила трубку и стала уделять внимание ребенку.
Ситуация 2.
Ваня ученик 2 класса. Идет урок русс.яз и учитель говорит Ване, чтобы он выполнил свое письменное задание. Ваня ломает карандаш напополам и бросает его на пол. Учитель отправляет Ваню на перерыв.
Ситуация 3.
Витя играет в парке, и его мама говорит, что пора уходить домой. Витя ударяет свою маму по ноге и кричит «Нет!». Мама Вити разрешает еще немного провести время в парке, чтобы сын прекратил кричать. Через 10 минут она снова говорит Вите, что им пора уходить. Ребенок устраивает истерику, и маме требуется еще 15 мин для того, чтобы увести Витю из парка.
❗️ Подумайте, что здесь А - предшествующие факторы (стимул), В - поведение, С - последствия.
🧨 Запомним!
Вывод 1. Любое поведение «живет» - «возникает» в конкретных условиях. Хочу сок – кусаю маму – получаю сок;
Вывод 2. Любое поведение можно разложить на цепочку АБС, где А это предшествующие факторы, В - поведение, С - последствия;
Вывод 3. Между поведением и факторами окружающей среды существует 2 –ее влияние.
Домашнее задание.
Понаблюдайте за поведением ребенка в рамках полученных знаний. Распишите цепочку АВС. И возможно, что Вам уже станет ясно-понятно, почему это поведение "вдруг" произошло!
Тренируемся👍