Белогвардейский Поход на Москву, начавшийся в июле 1919 года, по признанию ряда советских деятелей был своего рода «критическим моментом» Гражданской войны и Революции.
Собственно, так говорил и Владимир Ильич Ленин в своем обращении к большевикам под названием «Все на борьбу с Деникиным!»
Это вообще характерная «фишка» красных в период Гражданской войны: в определенный момент направлять все партийно-государственные ресурсы на борьбу с той или иной «проблемой».
Сперва это был Колчак, потом — Деникин, позже будет «Польский фронт» и «Все на Врангеля». Чаще всего такая «партийная мобилизация» приводила к успеху.
И в июле 1919 года В. И. Ленин дает советы большевикам, советы по организации борьбы с деникинскими войсками. Казалось бы, что такого может насоветовать человек, никогда в армии не служивший и не принимавший участия в военных операциях? И это вторая «фишка» большевиков: да, в массе своей они не были военными. Но как политики и организаторы на голову превосходили белых.
А для решения оперативных вопросов у красных были профессиональные «военспецы», которым спуску не давали и заставляли работать на совесть (я неоднократно упоминал забавные свидетельства некоторых белых, что им «не хватает комиссаров», чтобы заставить своих генералов нормально работать).
И советы Ленина — они именно что идеологические и организационные. Весьма полезные для любой войны, особенно для Гражданской.
Была у Российской империи в годы Первой мировой одна проблема: фронт жил своей жизнью, а тыл — своей. Аналогичная ситуация были и у белых, о чем тоже было немало сказано. А вот к чему призывает Владимир Ильич:
«Все коммунисты прежде всего и больше всего, все сочувствующие им, все честные рабочие и крестьяне, все советские работники должны подтянуться по-военному, переведя максимум своей работы, своих усилий и забот на непосредственные задачи войны, на быстрое отражение нашествия Деникина, сокращая и перестраивая, в подчинение этой задаче, всю свою остальную деятельность.
Советская республика осаждена врагом. Она должна быть единым военным лагерем не на словах, а на деле.
Всю работу всех учреждений приспособить к войне и перестроить по-военному!» (с) В. И. Ленин. Все на борьбу с Деникиным! (Письмо ЦК РКП (большевиков) к организациям партии) / Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1974. — Т. 39. Июнь — декабрь 1919.
Кто-то может сказать, что это «демагогический прием». Однако как раз современные исследования отлично показывают, что в 1919 году большевики неоднократно проводили «партийные мобилизации» на фронт, а к безответственным работникам (например, бежавшим с угрожаемых участков) применялись санкции, вплоть до суда.
И тут характерно, что у белых мы вообще таких призывов не найдем. Там есть обращения к военным, но нет обращений к остальному населению. Если есть, то это что-то стилизовано-дореволюционное в стиле «народ после нашей победы выберет себе Хозяина», как это было у П. Н. Врангеля в 1920 (!) году. А ведь Врангель политически был одним из самых подкованных белых вождей... В общем, обращения белых к населению были весьма сумбурными, как нибудь об этом тоже поговорим.
А здесь мы видим не просто обращение к населению (статья В. И. Ленина была напечатана в советских газетах), тут «строят партию». Мол, так и так, все на фронт и тыл организовываем по-военному. Представляете себе, чтобы А. И. Деникин такое сказал своим офицерам, следовавшим за ними помещикам и «предпринимателям» Русско-азиатского банка (которые самого Деникина посчитали своим должником, хотя ранее давали ему деньги якобы «даром», возмущенный Деникин этих деятелей назвал нехорошим словом, но больше он ничего с ними сделать не мог)?
В этой же статье В. И. Ленин заявил, что курс на привлечение в РККА «военспецов» оказался правильным и, несмотря на довольно частые переходы и заговоры, это решение останется в силе.
Ключевая мысль Ленина — каждый человек на территории Советской России обязан либо воевать в РККА, либо помогать ей имуществом, работой и т.д. Никому «не удастся отсидеться». Опять же, совершенно немыслимое положение для белых.
«Советская республика есть осажденная всемирным капиталом крепость. Право пользоваться ею, как убежищем от Колчака, и вообще право жительства в ней мы можем признать только за тем, кто активно участвует в войне и всемерно помогает нам.
Отсюда вытекает наше право и наша обязанность поголовно мобилизовать население для войны, кого на военную работу в прямом смысле, кого на всякого рода подсобную для войны деятельность...» (с) упомянутый источник.
На самом деле, схожие принципы потом помогут СССР выстоять в период Великой Отечественной войны. Как бы вы лично не относились к Ленину, есть «голые факты»: пользуясь его принципами, коммунисты выиграли в итоге и Гражданскую, и Великую Отечественную.
Разумеется, не только коммунисты, но тут мы опять встаем перед дилеммой «победа вопреки руководству» или «победа благодаря руководству». Думается мне, что тут работает связка «массы и руководство», одно без другого адекватно функционировать не сможет.
Помимо этого, Ленин ещё говорил о необходимости решительной борьбы с дезертирством и «внутренним врагом» (не только самыми крутыми мерами, но путем убеждения). Решал и идеологические задачи, нанес удар по эсерам и меньшевикам. Мол, теперь вы знаете, что за ними идут Колчаки и Деникины. Если эсеро-меньшевики и искренни, то власть-то они все равно удержать не могут, в итоге её у них захватывают генералы.
«Население беспартийное или принадлежащее к некоммунистической партии, конечно, не в состоянии идейно работать против Деникина или Колчака.
Но избавлять его на таком основании от всякой работы непозволительно. Надо изыскивать всяческие средства, чтобы все население поголовно (а в первую голову более имущее, как в городе, так и в деревне) было обязываемо внести свою лепту, в том или ином виде, на помощь мобилизации или мобилизованным...» (с) упомянутый источник.
Довольно откровенное заявление, согласитесь. И, что характерно, действительно, лиц дворянского или буржуазного происхождения в РККА старались не брать (за исключением военспецов с опытом). Их использовали иначе, вплоть до рытья окопов и общественных работ. Но белые-то так не могли, они от своих «недружественных слоев» отказаться были неспособны, так как... кто воевать-то будет?
Помещик и предприниматель Русско-азиатского банка в белую армию не пойдет. Нужны крестьяне (более 85% населения), нужны рабочие. Но и заставить «богатые слои» воевать за себя (да даже помогать материально) белые просто не могли. Эти элементы как раз составляли «буйный тыл», вызывая ненависть у населения и презрение у фронтовиков.
Но заставить богатеев и журналистов рыть окопы — это же «большевизм». Это было выше белогвардейского понимания войны. Не зря А. В. Колчак неоднократно заявлял: «мы делаем ставку на штык».
Но в Гражданской войне штыки нереально «достать из воздуха»...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: