В 1684 г. итальянский историк Фердинандо Леопольдо опубликовал сенсационное утверждение: он нашел эпитафию некоего Сальвино д'Армато, датированную 1317 г., где тот назван "изобретателем очков". Хотя саму эпитафию так никто и не увидел.
Мне захотелось разобраться, действительно ли мы обязаны изобретением очков этому таинственному Сальвино. И выяснилось, что нет никаких доказательств его связи с оптикой. По метрикам 1340 г. Сальвино дельи Армати был скромным ремесленником; в его эпоху термина "изобретатель" не существовало, а фраза на надгробии была бы иной.
Однако жажда приписать изобретение очков конкретному лицу оказалась сильнее фактов. Уже в 1738 г. появляется книга, посвященная Сальвино как "изобретателю очков". Ему воздвигают мемориальные доски, пишут портреты. Миф распространяется, обрастая подробностями.
Почему мы так легко верим вымыслам и как они становятся "правдой"? Мистификация Сальвино д'Армато - яркий тому пример. Когда появляется удобная легенда, подходящая для объяснения событий, ее трудно опровергнуть. Она передается из уст в уста, и каждый раз добавляет новые "факты". А правда так и остается за кадром, забытой и невостребованной.
Так один вымысел стал символом эпохи и породил бессчетные копии, которые теперь пытаются развенчать ученые. Но легенда о Сальвино д'Армато и первых очках будет жить, пока мы ищем простые ответы и верим в удивительные истории.
Миф о Сальвино д'Армато живет своей жизнью, независимо от исторических фактов. А они, к сожалению, не дают однозначного ответа на вопрос об изобретателе очков. Исследования показывают, что примитивные линзы в оправе использовали еще римляне и древние китайцы. В Европе с XIII века были известны выпуклые линзы, которым лечили дальнозоркость. Архивы Флоренции хранят упоминание о некоем Джино, торговавшем “окулярами” в 1286 году.
Так кто же все-таки их изобрел? Судя по всему, это был длительный процесс, в который были вовлечены сотни умов: стеклодувы и лекари, торговцы и ученые. И очки в современном понимании стали результатом этого коллективного достижения, а не заслугой одного гения. Так почему же мы так страстно ищем этого героя и почему его роль досталась Сальвино д'Армато?
Возможно, миф о едином изобретателе удобен нам, чтобы объяснить происхождение вещей - ведь легче поверить в чудо одного гения, чем принять сложность реальных процессов. Мы склонны доверять простым сказкам, даже если их вымышленность очевидна. А когда миф появляется, его трудно искоренить, ведь он так хорошо ложится на наши ожидания...
Так легенда об изобретении первых очков обрела право на жизнь и своего неожиданного героя - Сальвино д'Армато. И будет продолжать жить, пока мы предпочитаем верить сказкам и искать простые ответы на сложные вопросы.