Найти тему

Вернисаж: выставки в Петербурге с 24 июня

Российская национальная библиотека

В Новом здании библиотеки на Московском проспекте открылась выставка, посвященная 100‑летнему юбилею первой публикации повести-феерии Александра Грина «Алые паруса» (12+). Она представляет первое издание знаменитой повести 1923 года, вышедшее в петроградском частном издательстве Френкеля.

Посетители смогут ознакомиться с историей создания и прототипами произведения. Среди экспонатов — публикация отрывка повести, главы «Грэй», в газете «Вечерний телеграф» 1922 года, редкие прижизненные издания автора, одно из которых 1934 года — с гравюрами художника Владимира Козлинского.

Повесть издавалась и в военное время. Посетители увидят книгу 1944 года, выпущенную Военмориздатом, а также листовку для литературно-музыкальной композиции по «Алым парусам» от 14 апреля 1945 года. Советские и петербургские газеты представляют ретроспективу проведения праздника «Алые паруса» и актуальность этого образа для каждого из поколений.

Выставку дополняют красочные плакаты к экранизации повести, предоставленные отделом эстампов и фотографий.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков

27 июня музей откроет две новые выставки.

Ретроспектива мастера советского времени Лидии Тимошенко называется «Юность эпохи» (6+). Художница была членом общества «Круг» вместе с молодыми и начинающими А. Самохваловым и А. Ведерниковым, а ее иллюстрации к «Евгению Онегину» хранятся в Третьяковской галерее. Специально для этой полномасштабной выставки приедут работы из собрания наследников Тимошенко из Москвы.

В экспозиции, посвященной 120‑летию со дня рождения мастера, будет представлено более 200 работ — как живописные полотна, так и произведения станковой и печатной графики, демонстрирующие разные периоды искусства художника с середины 20‑х до конца 60‑х годов прошлого века.

Главная тема искусства Тимошенко 1930‑х годов — детство и юношество. Серию картин, воспевающих молодость, можно считать одной из вершин творчества Лидии Тимошенко.

Драматические события личной жизни, трагедия войны, годы, проведенные в эвакуации в Сибири и Средней Азии, не могли не сказаться на мировоззрении и, как следствие, на искусстве Лидии Тимошенко. В период 1940 – 1960‑х годов художник пишет целую серию живописных портретов современников, дорогих для нее людей.

Особое место в творчестве Тимошенко занимает пейзаж. Уже в ранних молчаливых, безлюдных картинах проявляется зачарованность художника природой. В работах конца 1950‑х годов все чаще фигурирует мотив бескрайней равнины и уходящей вдаль дороги.

В 1950‑е годы Лидия Тимошенко обращается к теме труда и создает целый ряд образов, которые воплощают в себе идеал человека-созидателя. На протяжении двадцати лет (1951 – 1958, 1960 – 1967) Тимошенко работает над масштабным проектом — созданием цикла иллюстраций к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

В тот же день музей представит публике выставку живописца, графика, поэта петербургского андеграунда 1980 – 1990‑х годов Владимира Яшке «Небо, шляпка, девушка» (6+).

С 1985 года Яшке был членом группы «Митьки», но через некоторое время отдалился от нее и продолжил собственное творческое «плавание». Художнику было тесно в рамках групп и каких‑либо направлений. Он жил в романтическом мире, населенном произведениями важных для него классиков — Дюрера и Рембрандта, Риверы и Фаворского, — и обращался за вдохновением к высоким темам Возрождения, впитывая творчество Данте, Петрарки, Сервантеса. В результате Яшке создал свое собственное «Возрождение» — в контексте родной культуры. Его искусство пронизано любовью и человечностью, работы художника излучают необузданный, искрящийся оптимизм.

С детства художник был пленен романтическими историями о дальних странствиях и море. Воплощением его мечты о загадочных странах, омываемых океанами, стал Крым и особым центром притяжения — Севастополь. В крымских пейзажах реальность переплетается с фантазией.

Особое место в творчестве Яшке занимает Петербург. Рожденные воображением художника образы города, то приземленные, то театрально-нарядные, — отражение удивительного, разнообразного мира, окружавшего мастера, населенного то бесшабашными бродягами-собутыльниками от богемы, то прекрасными девами, возвышенными художниками и поэтами. В этот же красочный живописный «праздник жизни» вплетаются натюрморты, портреты, жанровые сцены и фантазийные видения художника.

На выставке будет представлено более 60 живописных работ Яшке из собрания Русского музея и многочисленных частных коллекций.

Музей истории религии

Здесь открылась выставка, посвященная святым заступникам Северной столицы, «Святые покровители Санкт-Петербурга» (12+). Среди небесных хранителей Петербурга — апостол Петр и Александр Невский, Иоанн Кронштадтский и Ксения Петербургская, преподобные Сергий и Герман Валаамские, Александр Свирский, Серафим Вырицкий, митрополит Петроградский Вениамин, а также другие подвижники Собора петербургских святых.

Иконы и гравюры, картины и скульптура, подлинные документы, письма, фотографии — всего представлено около ста экспонатов. Особо можно отметить икону «Святой благоверный князь Александр Невский», написанную в 1776 году; уникальное изображение Ксении Петербургской 1892 года — почти за 100 лет до ее канонизации; записку цесаревича Николая к Иоанну Кронштадтскому; иконки, крестики и другие реликвии, найденные поисковыми отрядами в окопах Ленинградской области в районе боев 1941 – 1944 годов.

Выставка продлится до 29 августа.

Русский музей

29 июня в залах Корпуса Бенуа музей откроет выставку «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» (6+). Она посвящена крупнейшему направлению в отечественном искусстве начала двадцатого столетия, оказавшему существенное влияние также на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь.

Экспозицию составят произведения живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея. Зрители увидят работы В. Серова, Л. Бакста, К. Сомова, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, К. Петрова-Водкина и многих других талантливых мастеров.

Неоклассицизм — ретроспективное направление, представители которого, работавшие в разных европейских странах, в стремлении создать «большой стиль» обращались к традициям культуры Античности, эпохи Ренессанса и классицизма. Расцвет неоклассицизма в России конца 1900‑х — начала 1910‑х годов, совпавший со строительным бумом перед Первой мировой войной, преобразил не только сотни больших и малых городов, но и дворянские усадьбы. Вновь становится актуальной идея синтеза искусств. Зодчие, работавшие в это время, не мыслили свои сооружения без скульптуры и монументальной живописи. В этой сфере активно работали живописцы Е. Лансере, М. Добужинский, И. Нивинский, А. Яковлев и В. Шухаев, Н. Тырса, В. Конашевич, а в последний год своей жизни и В. Серов. Подлинный расцвет скульптура неоклассицизма переживает в творчестве С. Коненкова и А. Матвеева. Множество зданий Петербурга, возведенных в начале ХХ века, своими скульптурами и рельефами украсил В. Кузнецов.

Крупнейшим образцом осуществления неоклассической программы в монументальном искусстве предреволюционной поры стал Казанский вокзал в Москве. Его строители привлекли к проектированию монументальных композиций, призванных украсить интерьеры вокзала, целую плеяду мастеров «Мира искусства» (А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинский, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, Н. Рерих, П. Кузнецов, А. Яковлев). Художники, работавшие над эскизами росписей и панно, полагали, что вновь возвращается эпоха «высокого стиля», эпоха Д. Тьеполо и А. Перезинотти, великих монументалис­тов XVIII столетия. Однако вследствие революционных событий 1917 года и Гражданской войны ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован. Ряд произведений, связанных с подготовкой монументальных композиций для этого архитектурного сооружения и хранящихся в Русском музее, также включен в экспозицию выставки.

Музей Академии художеств

В Доме-музее П. П. Чистякова (Московское шоссе, 23) открылась выставка «В чем звериного рода искусство состоит?» (6+). В экспозиции представлена живопись и графика Фридриха Гауермана из собрания Музея Академии художеств.

Фридрих Гауерман (1807 – 1862), австрийский анималист и пейзажист, родился в Шойхенштайне на ферме Пихль. Первоначально учился живописи и рисованию у своего отца художника Якоба Гауермана (1772 – 1843). В 1827 году окончил Венскую академию художеств. Покоренный красотой Альп, он много работал на пленэре. Его картины с изображением местных пейзажей, животных и сцен из народной жизни служили прекрасным украшением интерьеров и приобрели большую популярность.

В 1830 – 1840‑х годах он получал много заказов от европейской аристократии и богатой буржуазии Великобритании, Германии, Франции, Италии и России. В поисках натуры художник совершает путешествия по Австрии, Германии и Италии. В 1836 году он становится членом Венской академии художеств. В 1845 году художник был награжден королем Нидерландов Вильгельмом II люксембургским орденом Дубовой короны. В конце 1840‑х годов он все более отходит от светской жизни, подолгу живет на родине.

После смерти художника осталось более тысячи живописных полотен и рисунков, которые были распроданы его вдовой с аукциона. В 1976 году в Шойхенштайне открыт Музей Гауермана.

В собрании Музея академии художеств хранятся живописные и графические произведения мастера, переданные сюда в 1934 году, когда восстанавливался музей Всероссийской академии художеств. Это пос­тупление продолжило прежнюю традицию пополнения собрания картинами анималистического жанра. Традиция была заложена еще в XVIII веке, когда в Императорской академии художеств был открыт класс «зверей и птиц», которым руководил придворный живописец И. Ф. Гроот.

Немного позже появился батальный класс, где будущих художников учили изображать лошадей и сцены военных сражений. Особую популярность этот класс приобрел во второй половине XIX столетия.

ГМЗ «Царское Село»

В павильоне «Верхняя ванна» в Екатерининском парке открылась выставка «Парк. Лето. Бабочки» (6+). Она демонстрирует более 50 предметов, которые иллюстрируют летнюю жизнь в императорской резиденции.

Главные экспонаты выставки — выполненные из янтаря 14 бабочек из коллекции Музея Мирового океана в Калининграде. Лето в Царском Селе также иллюстрируют предметы из фондов музея-заповедника: акварель «Цветы и бабочки» Любови Эндауровой; чашки с блюдцами и десертными тарелками с изображением васильков и ромашек, расписанные великой княгиней Ольгой Александровной; французские веера; детский матросский костюм; велосипед и детская коляска начала ХХ века.