На юго-восточной стороне юго-восточного опорного столба, на белой плите (левее центральной порфировой плиты, смотрящей на порфировую же колонну), на высоте 5,5 м виден естественный рисунок камня, напоминающий отпечаток руки.
28 мая 1453 года османы устроили резню молящихся в храме Айя-София. Весь храм был завален трупами. Согласно османскому преданию, отпечаток руки на колонне оставлен самим Мехметом Завоевателем. По легенде 29 мая 1453 г. султан въехал верхом в Св. Софию, заваленную трупами христиан; его конь, взбираясь на эту груду, споткнулся, и Мехмет оперся рукой о колонну. При этом его сабля стукнулась о соседнюю колонну и выщербила ее.
Но точно известно, что в тот действительно страшный день Мехмет все же спешился, прежде чем войти в храм.
Оказавшись в юго-восточном углу и посмотрев вверх, мы увидим, что все четыре арки, образующие маленький купол этой части храма, снабжены крепящимися к потолку кольцами, по 9 штук с каждой стороны. С колец до полу свешивались драгоценные занавеси, огораживая так называемый метаторий — особое пространство, где император находился во время литургии, оставаясь невидимым для подданных.
Согласно Константину Багрянородному, это выглядело так: “Император доходит до Святого. колодца, там его встречает патриарх и вводит его через большую дверь. Патриарх кадит на императора, а он его лобызает, потом владыка вместе с патриархом идут до порфировых колонн, там император прощается с патриархом, целуя его, и патриарх возвращается к алтарю, а император входит в метаторий и после окончания службы тайно поднимается по винтовой лестнице метатория на галерею и возвращаются во дворец”.
Обычно властителя полагалось целовать в щеку, но на Пасху и Рождество — в уста.
В юго-восточном углу на полу остались следы ограды размером 18.5х3.6 метра. Предполагается, что здесь император угощался. Но некоторые источники указывают, что пиршественная зала находилась за стенами храма.
«Книга церемоний» подробно говорит, кто и по каким праздникам имел право пировать с императором. В число гостей входили 14 высших гражданских чиновников, патриарх с 12-тью высшими иерархами в литургических одеяниях, но без омофора (длинной широкой ленты с изображениями крестов, которая, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину).
После переезда из Большого дворца во Влахернский, император дважды в год посещал Храм святой Софии, и отдыхал в этом помещении.
В южном нефе западнее метатория стояли во время литургии высшие чиновники Империи.
На колоннах, которые ограничивают пространство южного нефа с северной стороны, видны следы креплений ларцев куда закладывались христианские реликвии.
В византийской архитектуре того времени в празднование победы христианства над язычниками включали сполии. Сполии это элементы декора, особенно колонны, выламывались из языческих (античных) храмов и использовались для строительства христианских храмов.