Найти в Дзене
АвиаОбоз

Airbus A380 против Boeing 747 - какой самолет лучше?

Когда появился A380, многие посчитали, что грядет закат B747. Но окончание производства обоих гигантов говорит о том, что в ближайшие годы в небе еще будут оба самолета. Тем не менее, на пике популярности, какой из них был лучшим? Полностью загруженный, в ужасной конфигурации эконом 800-местный A380 или дальнемагистральный В747 с люксовыми каютами на борту?

Методология сравнения

Во-первых, мы рассмотрим официальные спецификации с сайтов Airbus и Boeing. Что касается технических характеристик, мы в первую очередь будем сравнивать последние версии каждой модели: В747-8 и A380-800.

Кроме того, мы будем сравнивать варианты самолетов наибольшей вместимости как для пассажиров, так и для грузов. Хотя само собой разумеется, что грузовой вариант B747 легко превзойдет A380 поскольку грузовой вариант Airbus никогда не строился.

Мы также будем учитывать эффективность использования модели и их экономические показатели. Некоторые самолеты могут обеспечить лучшее качество обслуживания клиентов, или у них более тихие двигатели и удобные салоны. Мы примем это во внимание, но будем расставлять приоритеты из официальных данных. Кроме того, мы предполагаем, что оба так же просты в управлении, как и другие самолеты.

Фото: The Global Guy
Фото: The Global Guy

Пассажировместимость

-3

Перевозчики настраивают свои самолеты так, как считают нужным. Lufthansa, оператор, который первый начал эксплуатировать В747-8 в пассажирских перевозках, летает с четырьмя классами. Он может вместить до 362 пассажиров в первом, бизнес, премиум-эконом и эконом-классах.

Фото: Vincenzo Pace - Simple Flying
Фото: Vincenzo Pace - Simple Flying

Между тем, крупнейший оператор A380, Emirates, имеет три разных варианта конфигурации салонов в зависимости от дальности полета.

  • Три класса - 489 пассажиров, сверхдальнемагистральный
  • Три класса - 517 пассажиров, дальнемагистральный
  • Два класса - 615 пассажиров, дальнемагистральный

Независимо от того, как авиакомпании настраивают свои салоны, A380 побеждает В747 достаточно легко. В полной экономичной конфигурации A380 может принять на 250 пассажиров больше, чем В747. Это можно объяснить тем, что он был разработан почти через 40 лет после того, как B747 впервые поднялся в воздух, и Airbus точно знал, на каких показателях хочет сосредоточиться.

Победитель: Airbus A380

  • Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".

Интерьер

Оба самолеты были воплощением стиля в авиации для своих поколений. В747 действительно был первопроходцем, когда дело дошло до просторных салонов и высочайшего качества обслуживания клиентов. Тем не менее, появление такого большого количества дополнительного пространства на борту A380 дает ему больше места для баров, душевых и закрытых люксов.

Одна вещь, которую в В747 можно сравнить с A380 - это творческие способы, которыми первые его операторы продавали свою верхнюю палубу. Например, Delta Air Lines запустила "первый в мире летающий пентхаус" на джамбо еще в 1970-х годах. Несмотря на это, Airbus выигрывает этот раунд, предоставляя так много места, и позволяя своим операторам предлагать невероятно стильные интерьеры.

Победитель: Airbus A380

Фото: Emirates
Фото: Emirates

Перевозимый груз

-6

Грузовые перевозки являются очень прибыльным источником дохода для авиакомпаний. Глядя на характеристики, мы видим, что B747 имеет большую вместимость, несмотря на менее мощные двигатели и меньшую тягу.

Airbus, изначально созданный для перевозки большого количества пассажиров, позволяет Boeing вырваться вперед в этой категории. Кроме того, мы должны отметить, что существует грузовая версия Boeing 747, и она довольно популярна. В747-8F помогает нескольким крупным грузовым перевозчикам доставлять товары по всему миру. Atlas Air, UPS, Cargolux, Cathay Pacific, AirBridgeCargo и Nippon Cargo используют этот тип в своих операциях.

Фото: Guillermo Quiroz Martínez - @gquimar
Фото: Guillermo Quiroz Martínez - @gquimar

По свидетельствам, получая свой первый грузовой В747-8 Nick Rhodes, бывший директор по грузовым перевозкам Cathay Pacific поделился, насколько важны для компании такие операции.

«Грузоперевозки являются важной частью бизнеса Cathay Pacific, на их долю приходится около трети наших доходов. Мы очень рады принять В747-8F в наш парк грузовых самолетов, потому что это даст нам увеличенную полезную нагрузку и большую дальность полета с превосходной эксплуатационной экономичностью. Эти новые самолеты будут играть важную роль в развитии Гонконга как ведущего международного центра грузовых авиаперевозок».

Кроме того, в другом заявлении Akbar Al Baker генеральный директор Qatar Airways также подчеркнул ценность грузовых перевозок, когда получил первый из двух В747-8F в Дохе в 2017 году.

Победитель: Boeing 747

Запас хода и топлива

-8

Дальность полета A380 больше, чем у В747-8. Несмотря на то, что разница не так велика, этого достаточно, чтобы придать уверенности операторам сверхдальних перевозок. И когда дело доходит до запаса топлива, эта модель тоже лидирует.

Победитель: Airbus A380

Фото: Thiago B Trevisan
Фото: Thiago B Trevisan

А как насчет топливной экономичности?

Тот факт, что у Airbus больше запас топлива, не означает, что он дешевле в эксплуатации. Boeing утверждает, что В747-8 более экономичен при расчете на кресло на километр, чем любой другой самолет. Тем не менее, Airbus утверждает, что их A380 является самым эффективным самолетом в мире.

Нет особого смысла сравнивать два самолета по расходу топлива и стоимости кресло-километра. Самолеты значительно отличаются по размерам. В этом случае стандартные методы для измерения эффективности не подходят. Тем не менее, топливная экономичность является одной из ключевых причин, по которой операторы отказываются от обоих типов.

Победитель: ничья

Фото: Guillermo Quiroz Martínez - @gquimar.
Фото: Guillermo Quiroz Martínez - @gquimar.

Какой самолет более популярен у авиакомпаний?

Давайте посмотрим, как рынок реагировал на оба этих самолета, и есть ли в этом какая-то закономерность. Вот заказы, которые сделаны на оба самолета за все время их существования:

  • Boeing 747 - 1573, в среднем около 30 в год с момента его первого полета в 1968 году.
  • Airbus A380 - 251, в среднем около 13 в год с момента его первого полета в 2007 году.

... да, и А380 отменили раньше, чем В747. Таким образом, совершенно очевидно, что с точки зрения продаж Boeing 747 был более популярным. Возможно, это связано с тем, что это проверенный самолет с почти 40-летним опытом работы на A380.

Победитель: Boeing 747

Фото: Markus Mainka
Фото: Markus Mainka

Стоимость

Трудно установить текущую цену на эти самолеты, поскольку они больше не производятся ни одним из производителей. Все A380 и В747, которые будут куплены в ближайшие годы, будут подержанными самолетами. Имея это в виду, вот приблизительные текущие цены:

Airbus A380 - $327 млн (именно столько, как сообщает Airbus, должна была заплатить Lufthansa за шесть подержанных A380 в начале этого года). Недавно Global Airlines стала первым покупателем подержанного A380. Тем не менее, цена, которую он заплатил, не разглашается.

Boeing 747-8 - $419 млн. Кажется, что сейчас В747 является дорогим в покупке, но более дешевым в эксплуатации. Тем не менее, рынок подержанных "Королев небес" был более прибыльным и живым, чем рынок A380. Суперджамбо изо всех сил пытался найти новых операторов. По данным ch-aviation, из 254 построенных A380 - 16 уже были отправлены на металлолом.

Победитель: Boeing 747

Долговечность и практичность

В конечном счете, A380 стал воплощением мечты. Гигантский летающий дом, который мог бы летать и летать через континенты с душевыми кабинами, комнатами отдыха и многим другим. Однако мир двинулся дальше.

Сегодня авиакомпании ищут небольшие самолеты, которые могут летать между региональными аэропортами, а летающим домам просто больше нет места. Если авиакомпания может заполнить весь A380, то это будет большим источником прибыли, но это происходит все реже и реже.

Огромная пассажировместимость является решающим фактором для A380. Поэтому он все чаще становится избыточным. В последние годы несколько авиакомпаний планировали поэтапный отказ от суперджамбо в пользу более экономичных вариантов. Самолет начал летать только с 2007 года, но компании быстро осознали недостатки такого монстра.

Именно по этой причине В747 с меньшей вместимостью, кажется, выигрывает этот раунд. Тем не менее, это горько-сладкая победа, так как современные самолеты, такие как Airbus A350 и новый Boeing 777X, почти соответствуют двухэтажным гигантам по пассажировместимости, но со значительными улучшениями в дизайне, стоимости и топливной эффективности.

Победитель: Boeing 747

Последние изменения в отрасли

Мировой кризис в области здравоохранения, несомненно, потряс авиационный рынок в последние годы. Две из самых значительных жертв отрасли - эти два гиганта. Оба самолета уже были сняты с производства авиакомпаниями на всех континентах. Однако кризис стал катализатором их выхода на пенсию в большинстве авиакомпаний.

Например, после 49 лет полетов на В747 KLM в марте 2020 года прекратила пассажирские перевозки на этом самолете.

Virgin Atlantic собиралась вывести В747 из эксплуатации в 2021 году, но решила сделать это раньше - в 2020-м. Перевозчик и самолет создали знаковое партнерство, которое символизирует важный период для британской пассажирской авиации.

Более того, этим летом Air France вывела из эксплуатации свой последний A380. Флагманский перевозчик Франции изначально собирался отказаться от этого типа к 2022 году. Однако обстоятельства заставили авиакомпанию внести коррективы в свои планы.

Lufthansa приостановила полеты A380 на три года из-за эпидемии. Тем не менее, в июле авиакомпания возобновила рейсы Мюнхен - Бостон. А дальше появится еще больше рейсов, охватывающих другие направления, такие как Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Бангкок.

Одно из самых известных выводов А380 из эксплуатации в 2020 году связано с Qantas. Самолет помог вывести флагманского австралийского перевозчика на международный уровень и открыл бесчисленные возможности для экономик Океании и Юго-Восточной Азии. Qantas освободиться от 6 оставшихся самолетов до конца года.

Однако вскоре стало ясно, что все изменилось. И по иронии судьбы Qantas теперь снова летает на A380.

Такие авиакомпании, как Qatar Airways, также вернули суперджамбо после длительного пребывания на земле. Тем не менее, генеральный директор авиакомпании заявил, что не видит долгого будущего у этого самолета.

Несмотря на то, что оба типа были сняты с производства, В747-8 ушел с рынка не из-за эпидемии. Поэтому, когда мы рассматриваем последние модели, "Королева небес" здесь превосходит суперджамбо.

Победитель: Boeing 747

Фото: Lukas Souza - Simple Flying
Фото: Lukas Souza - Simple Flying

Жизнь после

На протяжении десятилетий различные B747 нашли пристанище в других областях после того, как были выведены из эксплуатации пассажирскими авиакомпаниями. Помимо того, что они становились грузовыми судами, несколько экземпляров были использованы очень творчески.

Например, НАСА взяло на вооружение бывший B747 Pan Am и превратило его в летающую обсерваторию. Хотя она также была недавно отправлена на пенсию после многих лет проведения невероятных миссий. В самолете находился 17-тонный инфракрасный телескоп.

Другим примером является частое использование В747 в качестве испытательного стенда. Недавно Rolls-Royce решил использовать для работы одного из джамбо. Самолет будет испытывать новые двигатели, которые помогут произвести революцию в авиации и сократить выбросы.

Конечно, еще рано говорить о том, окажется ли A380 столь же полезным в другой жизни. Возможно, в будущем появится тенденция по переоборудованию их в грузовые суда или другие альтернативные решения. Мы уже видим, что A380 используется для тестирования водородных технологий в авиации. Тем не менее, В747 уже доказал свою универсальность.

Победитель: Boeing 747

Фото: Wirestock Creators
Фото: Wirestock Creators

Наследие

В целом, наследие B747 говорит само за себя. Несмотря на то, что самолету почти полвека, он сумел адаптироваться за эти годы и найти свое место в отрасли. Тот факт, что последняя модернизация была представлена только в прошлом десятилетии, показывает, что до недавнего времени спрос на этот тип оставался.

Между тем, несмотря на все свое величие, Airbus A380 постоянно ставятся на прикол, прежде чем достигают своего 15-летия. К тому времени, когда это десятилетие закончится, мы можем уже не увидеть его в небе. В конечном счете, В747 все-таки работал на полную, независимо от обстоятельств, в то время как A380 оказался не так универсален.

Фото: Aldo Bidini - Wikimedia Commons
Фото: Aldo Bidini - Wikimedia Commons

Грустно, что этих двух гигантов становится все меньше, поскольку мир продолжает меняться.

Абсолютный победитель: Boeing 747

Последний A380 был поставлен в 2021 году, а Boeing передал свой последний В747 компании Atlas Air в январе 2023 года. Оглядываясь назад, мы будем помнить оба самолета, как первопроходцы, которые раздвигали границы авиации.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале