События в Украине изменили европейский взгляд на применение беспилотников, ускорив работы в области создания военных дронов. На завершившемся авиасалоне в Ле Бурже, который проходил в конце июня, БПЛА были одной из главных тем.
Прежде всего это касается крупных беспилотников класса MALE - medium altitude, long endurance - «средневысотный с большой продолжительностью полета».
Такие дроны, возможно, менее заметны, чем небольшие тактические, о которых довольно много говорят в контексте событий в Украине и кадры с которых публикуют в соцсетях, но, судя по экспозиции на Ле Бурже, именно этот класс дронов сейчас переживает настоящий бум.
Летательные аппараты MALE бывают самых разных размеров, но их объединяют общие задачи, для которых их создают.
В первую очередь, они предназначены для сбора информации, наблюдения и разведки. Такие аппараты часто бывают довольно большими, что позволяет им также нести достаточно вооружения и наносить удары по наземным целям.
В начале спецоперации России в Украине, а также в ходе военного конфликта в Карабахе в интернете появлялось много роликов, снятых камерами одного из самых известных дронов класса MALE — турецкого беспилотника Bayraktar TB2.
Однако такие аппараты слишком уязвимы для средств ПВО, и поэтому их ударные возможности используются чаще против вооруженных формирований, которые не способны активно бороться с воздушными целями.
Поэтому довольно быстро ВСУ перестали использовать TB2 для нанесения ударов, и эти дроны стали заниматься разведкой вне зоны действия противовоздушной обороны, благо их аппаратура позволяет вести наблюдение с большого расстояния.
Европа (как и Россия) оказалась в этой области в числе догоняющих, но теперь, судя по количеству новых образцов на Ле Бурже, она готовится, как минимум, сравняться с лидерами.
Хотя характеристики представленных европейских проектов во многом схожи, на самом деле они конкурируют не столько между собой, сколько с сделанным в США MQ-9 Reaper — созданным на базе Predator аппаратом, который производится более 20 лет и состоит на вооружении во Франции, Великобритании, Испании, Польше и Италии.
Однако потребность в таких аппаратах только растет, и в будущем места на рынке, скорее всего, хватит всем.
Россия также разрабатывает дроны такого класса, однако на авиасалоне Ле Бурже участия не принимала. Российский «Орион» компании «Кронштадт» участвует в спецоперации в Украине. Про его характеристики известно немного: он может вести разведку и наблюдение, а также применять боеприпасы.
Французский Aarok
Одной из несомненных звезд парижского авиасалона в 2023 году стал большой беспилотник Aarok ранее малоизвестной французской компании Turgis & Gaillard.
Это довольно крупный летательный аппарат с размахом крыла более 20 м и приличной полезной нагрузкой в 2,7 т. Это очень большой показатель, который примерно соответствует нагрузке, например, истребителя МиГ-29 базовой модификации.
Впрочем, характеристики этого беспилотника пока только заявлены. Представители Turgis & Gaillard рассказали ВВС, что свой первый полет этот дрон должен выполнить в конце 2023 года
Поэтому многие из его возможностей пока даже не объявляются публично, например, потолок. Другие, такие как продолжительность полета, объявлены приблизительно — от 24 до 30 часов.
Компания объявила, что это будет первый европейский дрон класса MALE, но на самом деле в Европе уже есть проекты, которые находятся на более поздних стадиях разработки. Тем не менее, если Aarok будет доведен до серийного производства, то он может быть весьма востребован на рынке.
Говорить о каких-то боевых характеристиках тоже пока рано, поскольку в настоящее время производитель тестирует не столько оборудование и вооружения, сколько сам планёр.
Но на экспозиции в Ле Бурже перед беспилотником отдельно была представлена в качестве примера электрооптическая система компании Safran, оснащенная различными датчиками, которые позволяют вести разведку, наблюдение и целеуказание на большой высоте. Эти датчики объединены в один блок, который устанавливают в нижней части летательного аппарата.
- Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".
Turgis & Gaillard — частная компания, которая на рынке конкурирует с большими авиастроительными компаниями. Однако недооценивать такие предприятия не стоит, достаточно вспомнить турецкую Baykar и ее успешный проект Bayraktar.
Всем миром
Еще один европейский проект на Ле Бурже представил германо-франко-итальяно-испанский консорциум, в который вошли такие гиганты, как Airbus, Leonardo и Dassault Aviation. Их беспилотник называется Eurodrone и на авиасалон был привезен его прототип.
Это еще более крупный аппарат с размахом крыла в 30 м и полезной нагрузкой в 2,3 т.
Этот двухдвигательный беспилотник сможет держаться в воздухе до 40 часов на максимальной высоте 13 км.
Первый полет он совершит позднее, чем Aarok, — в 2027 году, а серийное производство планируется начать в 2029-м. Впрочем, как это нередко случается в авиационных программах, сроки могут сдвинуться и в реальности испытания и производство могут начаться позднее.
Как утверждают производители, у них должен получиться довольно тихий аппарат, который не уступит в скорости конкурентам.
Эти два аппарата вполне могут составить конкуренцию MQ-9 Reaper, который может поднимать на высоту до 15 км 1,7 т полезной нагрузки и держаться в воздухе до 27 часов.
Но кроме них в Европе продолжают разрабатывать и другие, менее крупные аппараты класса MALE. Они также были представлены на Ле Бурже.
Falco Xplorer - вооружен и опасен
Италия уже c начала 2010-х годов пытается закрепиться на рынке средневысотных дронов. Компания Piaggio выпустила довольно необычный дрон P.1HH HammerHead, просто переделав бизнес-джет в военный беспилотник. Однако до крупной серии дело не дошло.
Теперь уже другая итальянская компания — Leonardo — привезла на авиасалон беспилотник Falco Xplorer.
Как и HammerHead, этот аппарат был изначально создан для мирных целей, правда, в отличие от самолета Piaggio, он никогда не был пассажирским, а сразу строился как беспилотный аппарат. Правда, назначение этого БПЛА — наблюдение с воздуха — вполне можно считать двойным.
Их уже выпущено более шестидесяти, так что новинкой этот дрон назвать трудно. Но на авиасалон в Ле Бурже Leonardo привезла не просто военную версию этого аппарата, а вооруженную британской ракетой Brimstone.
Как отмечает в своем репортаже из Ле Бурже издание Defense News, этот проект идет вразрез с итальянской традицией воздерживаться от вооружения дронов, отдавая предпочтение только разведывательным функциям.
Этот аппарат, который планируется вывести на рынок в 2025 году, будет интересен не столько итальянцам, сколько другим странам — в первую очередь тем, которые используют ракеты Brimstone. Среди них, кроме Великобритании — Германия, Катар, Саудовская Аравия и с недавних пор Украина.
Рынок дронов
В мире происходит настоящий бум средневысотных долголетающих беспилотников, и на Ле Бурже, кроме этих проектов, были представлены уже работающие аппараты.
Например, Safran Patroller, который скоро начнет поступать на вооружение французской армии. Это сравнительно небольшой аппарат с полезной нагрузкой в 210 кг и продолжительностью полета в 15 часов на максимальной высоте в 4 км.
Его характеристики отличаются от более крупных дронов, которые создаются в Европе, но он тоже принадлежит к классу MALE и тоже способен нести не только разведывательное оборудование, но и вооружения.
Турецкая государственная компания TUSAŞ - сокращенно TAI - представила на Ле Бурже сразу два БПЛА, которые, как рассказал ее представитель, отличаются от известного Bayraktar большими размерами и назначением.
Один из них — Anka 1 — совершил свой первый полет еще в 2010 году, и поставляется на экспорт в Малайзию, Казахстан, Алжир. Хотя этот аппарат и крупнее Bayraktar, его характеристики можно считать средними — потолок в 9 км, а масса полезной нагрузки всего 200 кг.
Второй турецкий дрон на выставке — Aksungur — более крупный, с потолком в 12 км, продолжительностью полета 12 часов и полезной нагрузкой в 250 кг.
TAI показала на авиасалоне свой третий, еще более крупный дрон, правда, только в виде масштабной модели. Однако, по словам представителей компании, он совершит первый полет уже довольно скоро. Судя по его очертаниям, он будет построен с применением технологий снижения радиолокационной заметности.
Как и частная компания Baykar, государственная корпорация TAI вкладывает большие средства в разработку беспилотников класса MALE. Турция вместе с другими странами, такими как США и Израиль, остается одним из мировых лидеров в производстве таких летательных аппаратов.
Однако, судя по экспонатам на Ле Бурже, европейские производители, имеющие давние авиастроительные традиции, могут довольно быстро сократить отставание.
Источник: BBC News
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Телеканал "Настоящее время". "Для внешнего мира они уже фактически не существуют". Авиаэксперт рассказала, что ждет самолеты Sukhoi Superjet.
- The Wall Street Journal. Спрос на самолеты стремительно растет: «Мы не можем делать их очень быстро»
- Rare Historical Photos. Фотовзгляд на сексуальных стюардесс 1960–1980-х годов. Часть 2