В самом центре Санкт-Петербурга, недалеко от собора Спас-на-Крови, стоит примечательное здание в стиле петровского барокко. На сегодняшний день в этом строении располагается Высшая школа народных искусств, в которой готовят мастеров прикладного искусства по многим направлениям.
Мало кто знает, что история учебного заведения началась еще в дореволюционную эпоху. В 1911 г. в столице была основана Школа народного искусства для поддержания традиционных промыслов, которые постепенно стали угасать из-за засилья машинной продукции. В первый год для обучения было набрано всего 8 девушек-крестьянок, которые прибыли из Архангельской, Новгородской и Псковской губерний. Спустя несколько лет количество обучающихся возросло до 100 человек. Одна из идей обучения состояла в том, чтобы подготовленный специалист, вернувшись на родину, смог в дальнейшем сохранять, совершенствовать и передавать полученные знания. В Школе имелись ковровая, кружевная, красильная, ткацкая, золотошвейная, иконописная, финифтяная и чеканная мастерские.
Обучение длилось три года и на последнем курсе ученицы отправлялись на практику в различные предприятия. В документах А.Н. Бенуа сохранились любопытные сведения: «Из состоявшихся в Школе народного искусства трех выпусков 76 учениц - 68 учениц получили места и работают в губерниях» [Архив ОР ГРМ. Ф. № 137. Оп. 1. Д. 2034. Л. 7].
В Школу приглашались работать лучшие мастера и известные педагоги своего времени. Должность заведующего рисовальным классом занимал А.Ф. Гауш, класс композиции вел график В.М. Конашевич, красильную мастерскую возглавил А.Е. Порай-Кошиц - автор открытий в области красящих веществ и теории крашения.
За время своего недолгого существования Школа несколько раз меняла местоположение: первое время - арендованные комнаты в Демидовом переулке 6, затем помещение типографии Академии художеств (на месте бывшей типографии сейчас находится Корпус Бенуа Русского музея). На третий год существования учебное учреждение было переименовано в Школу народного искусства имени Александры Федоровны. Так возникает идея о построении отдельного здания на Екатерининском канале, соответствующего новому статусу и нуждам Школы.
На торжественной закладке нового здания 12 июня 1914 г. присутствовали императорская семья, преподаватели, мастерицы и воспитанницы Школы. Над проектом работало сразу несколько архитекторов: И.Ф. Безпалов и Н.Е. Лансере. В декоративном оформлении участвовали скульптор Я.Б. Троупянский и брат Н.Е. Лансере - художник Евгений Лансере. Работы шли быстро и уже через год, 6 октября 1915 г., состоялось освящение Школы.
По давно сложившейся традиции в этом учебном учреждении имелся домовый храм. Церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» полностью была обустроена руками воспитанниц: иконы для иконостаса, фресковые росписи, священнические облачения и церковная утварь были выполнены в мастерских Школы.
На освещении храма, состоявшемся 31 марта 1916 г., присутствовали императрица Александра Федоровна с дочерьми. В этот день им были преподнесены именные иконки с изображением святой княгини Ольги, святой Анастасии и Марии, хранящиеся в Государственном музее истории религии. На тыльной стороне иконок вышиты вкладные надписи: «В память освящения церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного искусства». По всей вероятности, могла существовать и иконка святой Татьяны, которая не дошла до нашего времени.
Иконки также были исполнены руками воспитанниц Школы. В одной из ведомостей о выдаче жалования за январь 1916 года значатся: мастер-золотошвейка К.А. Цигловская, мастера вышивки А.В. Гаврилова и К.Н. Никитина. По всей видимости, иконки выполнены под их непосредственным руководством.
Каждый из этих образов отличается своей манерой исполнения ликов и индивидуальностью почерка во вкладной надписи.На всех трех образцах фигуры святых утонченные, напоминающие силуэты свечей. Контуры из золотной канители придают изображениям торжественный вид. На насыщенном фоне выгодно выделяется нежный колорит одежд. Основные цвета тонко сочетаются друг с другом, создавая теплый эффект свечения.
Шитые иконки находились в Александровском дворце Царского села - последнем прибежище императорской семьи. После революционных событий 1917 г. предметы поступили на хранение в музей-заповедник Царское село. За год до начала Великой Отечественной войны, иконки были переданы 12 июня 1940 г. на хранение в Антирелигиозный музей Исаакиевского собора, а позднее поступили в Музей истории религии. Это обстоятельство помогло дойти предметам до наших дней, поскольку коллекциям Царского села был нанесен значительный ущерб во время немецкой оккупации.
Сама же Школа народного искусства смогла просуществовать только до 1918 г. и вновь была возрождена уже в наши дни. Иконки из собрания Государственного музея истории религии являются уникальными и редкими источниками, повествующими о развитии традиционных промыслов начала ХХ в. и последних годах существования царской России.