Недалеко от Ялты, в Алупке, расположен Воронцовский дворец с парком. Уникальное сооружение! Это единственное в мире здание, построенное из диабаза. То есть из вулканического камня, очень твёрдого и прочного, но плохо поддающегося обработке.
Дворец красив! Что внутри, что снаружи красив и я обязательно покажу вам его красоту, но чуть позже. Сам же строитель дворца, граф Михаил Семёнович Воронцов, герой Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатор Новороссии, в состав которой тогда входил и Крым, дворцом свою постройку не называл. Летний дом, но не дворец! Его резиденция, резиденция генерал-губернатора, располагалась в Одессе, а летний дом, можно сказать, дачу, чета Воронцовых решила построить на скалистом берегу в деревне Алупка. Строили "дачку" крепостные графа. Надо сказать, что граф был крупнейшим на то время крепостником в России. В его владении находилось 80 тысяч душ. Да...
Однако, речь сегодня, как я уже сказал, пойдёт не о дворце-дачке, не о действительно прекрасном парке, его окружающем, речь сегодня пойдёт о самом графе. В качестве отступления скажу: именно в Воронцовском дворце во время Ялтинской конференции жил Уинстон Черчиль, который в воспоминаниях своих отзывался о нём с восторгом.
Итак, граф (В дальнейшем - князь и светлейший князь!) Воронцов Михаил Семёнович, сын русского посла в Англии, графа (Надо же! Какое совпадение! Шучу.) Воронцова Семёна Романовича. После возвращения из Англии, Михаил Семёнович, получивший прекрасное образование, поступил на военную службу, участвовал в Бородинском сражении, дошёл до Парижа, где с 1815 по 1818 года командовал русским оккупационным корпусом. Впрочем, биографию графа вы всегда сможете найти в интернете. Я расскажу лишь об одном поступке командующего.
Когда русский оккупационный корпус выводили из Франции, оказалось, что его офицеры задолжали французам огромную по тем временам сумму. Полтора миллиона рублей! По сегодняшним меркам - это больше миллиарда! Так вот, беспокоясь о чести русского дворянства и офицерства, командующий выплатил их долги из собственных средств, продав для этого два принадлежащих ему имения!
Что и говорить, беспокоился товарищ граф о чести вверенной ему части! За что ему и честь, и хвала.
За честь отвечают вместе,
И в горе, и в счастье.
Часть твоей чести -
Это честь твоей части.
Благородный поступок? Да! И как нельзя более точно характеризующий наших людей. Русских людей, вернее, россиян, среди русского дворянства тех времён были люди разных национальностей. Да что там людей, харктеризующий Россию. Которая, даже победив в войне врага, напавшего на неё , поступала с этим врагом благородно.
А вот надо ли было так поступать? Оставим в стороне вопросы "чести в части" долгов, например, карточных, я всё же сомневаюсь, что надо было платить. Поясню, почему.
В 1812 году Наполеон, командуя французской армией, напал на Россию. Надо сказать, что во французской армии не только французы служили. В ней, этой самой армии, та ещё шайка-лейка подвизалась. В общем, как всегда (Сегодняшние события не исключение!), весь европейский сбро... сборная солянка народов ломанулась в Россию, чтобы принести ей свет европейского просвещения. (Читай - пограбить.) Чем это кончилось - все мы знаем. Разгромом армии Наполеона, вернее, объединённой Европы и русскими войсками в Париже. Полная победа!
Да, победа. Но вот воспользоваться плодами этой победы Россия, как всегда, не воспользовалась, увы! Почему? А поступок графа Воронцова вам ни о чём не говорит? До своего поражения, французы на захваченных ими территорииях России, гpабили, жгли, мародёрничали и yбивали. Ущерб, причинённый вторжением, материальный ущерб, не поддаётся исчислению. Не говоря уже об ущербе моральном. Так кто кому и сколько должен был заплатить? Да, я понимаю, что частные долги и долги государственные - веши разные, но...
Я бы, на месте Воронцова, поступил бы по-другому. Собрал бы всех кредиторов, всех французов, которым были должны его подчинённые, да и объявил:
-Мои офицеры задолжали вам деньги. Полтора миллиона рублей. Эти деньги - вот они. Все, до последнего рублика. И вы их получите. Но... После того, как Франция возместит ущерб, нанесённый ею России. Пока ваше государство не выплатит свой долг чести перед моим, никакой чести я за вами не признаю. До этой поры вы для меня, да и для всего русского дворянства, бесчестные люди. Не выплатит - и вы никаких денег не получите. Вопросы есть?
А что? Пофантазировать нельзя?
Вообще, я считаю, что Францию в XIX веке, после войны, надо было превратить в российскую колонию и на долгие, долгие времена заставить её работать на благо Российской империи. Как те же самые французы поступали со своими колониями. Многих проблем сегодня бы избегли! Но мы, россияне, люди благородные! Даже наш оккупационный корпус полностью финансировался и снабжался Россией. А надо было бы заставить французов кормить и содержать нашу армию! И "отжать" все их заморские владения. С агрессорами надо поступать жёстко!
Такие вот мысли возникли у меня после посешения Воронцовского дворца.
И ещё... Вот заработал граф, впоследствии ставший светлейшим князем, свои деньги в России. Как заработал - не буду уточнять. Не важно. И потратил он их тоже здесь, в России, построив тот же свой дворец. Кто бы что там не говорил, но прежние самодуры-помещики были более патриотами своей страны, чем нынешние наши капиталисты-демократы. Не согласны?
Кстати, крепостные графа Воронцова на строительстве его дворца работали не за так. Он им платил деньги, и хорошо платил!
На этом позвольте откланяться и попрощаться с вами до следующей встречи, теперь уже на Каспийском море. Но про дворец я вам ещё обязательно расскажу. И про Воронцовский дворец, и про Ливадийский, и про Ласточкино Гнездо, и про...
А пока - вот вам портрет графа Ворнцова из его личного кабинета во дворце в Алупке. Извините за качество фото, всё же я не "настоящий сварщик"!
Здоровья вам! Вам и вашим близким!
И на этом всё, до новых встреч!