В процессе кардинальных перемен охвативших Европейское военное дело во второй половине 16 го века были выработаны три различные школы применения войск.
Новые развившиеся виды вооружения, начало расцвета большой колониальной эпохи и пересмотр всех старых социальных, политических и экономических устоев – война в том или ином виде сопровождала все эти процессы.
Итак, все три новые военные школы — были сплавом боевого опыта, новаторства и обращения к Античности.
Они немало взяли из военной практики позднего Средневековья, но намного ее превосходили по своей боевой эффективности.
Все три затрагивали оба уровня вооруженной борьбы: давно освоенный тактический и поднявшийся недавно оперативный.
И все три включали в себя правила для сложных армий с пехотой, конницей и артиллерией во всех восьми видах действий: оборона и наступление в полевом сражении, удержание и взятие крепости, глубокий рейд, маневрирование, защита территории, амфибийная операция.
Ни одна из школ не была взаимоисключающей к приемам другой, но для анализа военных событий их необходимо различать. Различия школ наиболее видны в характере многовидовых действий сложных армий в полевом сражении.
На Западе Европы сложилась Испанская школа.
Ее максимой на поле боя были самостоятельные действия вооруженной огнестрельным оружием и пиками пехоты в крупных сплоченных построениях.
Она была выражена в терциях.
Пехота выступала как главная ударная сила армий. А конница, прежде всего тяжелая и средняя, выполняла задачи прикрытия флангов пехоты, завязки боя, обхода противника и преследования.
Мощный пехотный центр в Испанской школе мог опираться на полевые укрепления и артиллерию, но роль того и другого не была ведущей.
Пехота маневрировала, оборонялась и наступала самостоятельно — без тактической привязки к укреплениям и артиллерии, вне зависимости от конницы.
Испанская военная школа была наследницей Средневековой боевой практики, прежде всего швейцарцев и ландскнехтов, а также английских приемов сочетания спешенных рыцарей с пиками и вооруженных длинными луками йоменов.
Античной приправой к ней были идеи Вегеция и Аэлиана, прочитанные вместе с анналами Полибия и воспоминаниями Юлия Цезаря.
В Восточной Европе (если не брать в расчет краткие пехотные эксперименты гетмана Я. Тарновского) Испанская школа была представлена имперскими войсками — наемными на службе местных правительств от Скандинавии до Венгрии.
Наиболее ярким примером их применения является битва при Бычине 1587, где они сражались в армии претендента на Польский престол эрцгерцога Максимилиана.
Более мелких стычек, где имперские наемники отметились, было немало в Северной Семилетней войне и в Ливонской войне.
Одной из характерных черт Испанской военной школыбыла ее расположенность к крепостной войне.
Самостоятельная роль пехоты резко повышала ее ценность в обороне и взятии укрепленных пунктов.
Большое число крепостей в Западной Европе, которое часто называют то следствием — то причиной Военной революции, на самом деле проистекало из канонов Испанской школы, требовавшей применения пехоты и видевшей в укреплениях возможность применить ее в защите территории. Организовать защиту территории иначе, чем разместив пехоту в укреплениях, — согласно Испанской военной школе невозможно.
Укрепления являются необходимыми для ведения вооруженной борьбы на оперативном уровне. По мере становления этой школы в первой половине 16 века в Западной Европе количество укрепленных пунктов растет лавиной. В Восточной Европе они множатся прежде всего в Прибалтике.
Приверженцами Испанской школы среди соперников в вооруженной войне за Восточную Европу стали шведы.
Именно благодаря им (а также голландцам) Испанская школа претерпит в 17 веке значительные перемены и станет ведущей в Европе вплоть до Наполеоновских войн.
Источник статье – моя книга ⬇️
••••••••
Подписывайтесь!
Ссылки на мои ресурсы и книги ➡️