Найти в Дзене
АБУЛИЯ

Авангард и национальное искусство

Кажется, что авангард и народное ремесло – два совершенно противоположных направления в искусстве, в которых нет ни одной точки пересечения. Однако однажды два уязвимых в свое время жанра дали друг другу крепкую опору и создали для авангарда возможность существования, а для народного ремесла новые способы реализации.

В начале 20 века в двух небольших селах под Киевом – Вербовке и Скопцах – работали артели, вышивальные мастерские, объединившие простых украинских мастериц. Вербовскую артель основала местная помещица Наталья Давыдова. В них возрождали кустарные ремесла, разыскивали и сохраняли предмет народного искусства крестьянских вышивок и использовали их в качестве образцов для новых работ новых по их мотивам. К работе Наталья Давыдова привлекла и Александру Экстер – одну из самых ярких представительница русского авангарда.

Фрагмент экспозиции второй выставки «Вербовки». Вышивка на подушке по эскизам Казимира Малевича. 1917 г.
Фрагмент экспозиции второй выставки «Вербовки». Вышивка на подушке по эскизам Казимира Малевича. 1917 г.

В 1906-м году в Киеве открылась выставка прикладного искусства и кустарных ремесел. Александра Экстер, основываясь на работе вышивальщиц, придумала новый особенный принцип работы, в котором узоры на народных изделиях соединялись вместе таким образом, что возникали новые геометрические формы. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства стала первым ее опытом построение абстрактных композиций. Искусство для нее было еще впереди, но то, как соединялись эти предметы между собой, стало отправной точкой талантливой художницы.

С 1915 года Давыдова привлекала к работе кустарных мастерских и других художников. Их работы отражали не столько дань старинному ремеслу, сколько поиск нового в искусстве. В ноябре того же года в Москве прошла "Выставка современного декоративного искусства. Вышивка и ковры по эскизам художников". На этой выставке приняли участие Александра Экстер, Георгий Акулов, Казимир Малевич и другие крупные представители русского авангарда. Тогда впервые был представлен опыт внедрения авангарда в предметную среду. Считается, что именно в то время на знаменитой выставке "010" был впервые представлен публике "Черный квадрат" Малевича, и же тогда был впервые представлен супрематизм – один из самых ярких направлений в авангардном искусстве, основателем которого был Казимир Малевич.

Эскизы к вышивке сыграли очень важную роль в развитии авангарда и в распространении идей супрематизма. Где-то в 1916-1917 годах с артелью начали сотрудничать такие художницы‐новаторы, как Ольга Розанова, Любовь Попова и Надежда Удальцова. Розанова и Удальцова разрабатывали проекты платьев, сумочек и других предметов. При этом художниц интересовали не новые фасоны, а новое декорирование: предметы быта и одежды выступали как холст, на который переносился беспредметный рисунок.

Частное собрание Натальи Давыдовой. Вышивка на сумке по эскизам Александры Экстер. 1917 г.
Частное собрание Натальи Давыдовой. Вышивка на сумке по эскизам Александры Экстер. 1917 г.

Опыт сотрудничества с сельскими вышивальщицами и участия в выставке привел многих художников к беспредметности в искусстве и дал уверенность в своем деле.