1. Сюжет повести
Правил в Муроме Павел. Повадился к жене его змей, желая совратить. Но жена отказалась и сообщила обо всем мужу. И змей сделал это насильно.
Стал думать Павел, как одолеть змея. И предложил жене узнать у злодея, от чего смерть ему будет.
После милостивых речей змей открыл правду: «Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Пётр - брат Павла. К нему Павел и обратился. Стал думать Петр, как убить змея, ведь не ведал он, что за Агриков меч такой.
Посетил однажды Пётр в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Подошёл к нему отрок и сказал, что покажет Агриков меч. Меч оказался в алтарной стене. Теперь у Петра было все, что нужно для победы змея, оставалось ждать нужного момента.
Зашёл однажды Пётр в покои брата своего, а затем сразу в покой снохи. И был удивлен. Ведь в обеих комнатах был Павел. Это змей снова затеял недоброе.
Взял тогда Пётр Агриков меч и убил им змея. Но яд змея попал на кожу героя. Из-за чего появились струпья на теле, и охватила его болезнь. Долго искал Пётр излечение, но не находил.
Услышал он, что в Рязанской земле есть врачи, которые способны справиться с его болезнью. Отправился Пётр туда.
Один из отроков Петра набрёл на дом, где девушка ткала холст. Юноша восхитился её мудрыми речами. Звали девушку Феврония.
Рассказал ей юноша о беде с князем. Тогда велела она привести Петра к ней. И если будет он чистосердечным и смиренным, то поможет она ему.
Привели его. Девушка согласилась лечить его, но при условии, что тот сделает её своей супругой. А была Феврония дочерью древолаза, и, конечно, князь не захотел жениться на ней. Но болезнь была слишком сильна, поэтому он сказал, что женится.
Зачерпнула Феврония квасу, чтобы им Пётр намазал все струпья и язвы. Тогда болезнь и уйдёт.
Пётр же захотел испытать мудрость девушки и повелел ей выткать сорочку, одежду и платок, пока он моется в бане и натирается мазью.
Но и Феврония не хотела просто так идти на поводу. Князь по её поведению "смастерит из этого обрубка [обрубка полотенца] ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него».
Но невозможно за краткий срок сделать подобное. О чем и сказал князь. Этим же ответила и Феврония: «А это разве возможно — взрослому мужчине из одного пучка льна, за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?»
Удивил князя ответ её.
Помылся князь в бане, намазал струпья, кроме одного. Феврония ведела один струп не мазать. Мазь сражу же начала действовать и излечила князя. Один только струп и остался.
Не захотел Пётр жениться на девушке, которая не подходит ему по статусу, и просто отправил ей дары.
Отказалась она от даров, и тогда князь снова покрылся струпьями.
Тогда стыдно стало Петру, и вернулся он к девушке. Обещал жениться и на этот раз исполнил обещанное. Стали они жить, соблюдая все заповеди Бога.
Спустя время скончался брат Петра Павел. Стал тогда он единолично править в Муроме.
Бояре невзлюбили Февронию, ведь не про происхождению стала она княгиней. Стали они наговаривать на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем, как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!»
Решил Пётр проверить её, и, когда после очередного обеда, она взяла со стола крошки, князь разжал её руку и увидел там ладан благоухающий и фимиам. Больше он не испытывал её.
В ярости пришли бояре, науськанные жёнами, к Петру и потребовали, чтобы Февронию ушла. Тогда Пётр предложил им самим сказать ей об этом.
Она же согласилась, но только, если Пётр пойдёт с ней. А они и рады, ведь каждый хотел править в Муроме.
Пётр же, не желая нарушить божьи заповеди, оставил мирское и пошёл с Февронией.
Отправились Пётр и Феврония в путешествие. За это время девушка успела поставить на место засмотревшегося на неё женатого человека и вырастить пышные деревья из кольев.
Бояре же убивать друг друга стали за место у власти. Тогда нашли они Петра и попросили вернуться.
Тогда вернулись Пётр и Феврония в город и стали править. Правление их было справедливым, честным и гуманным. Всех ценили они: и богатого, и бедного.
Помолились они Богу умереть в один день. Из камня им высекли два гроба с тонкой перегородкой. "И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией".
Но люди решили похоронить Петра в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, так как они стали иноками, и положить их в один гроб нельзя.
Но на утро увидели люди, что тела Петра и Февронии оказались в высеченных для них гробах. Снова переложили их в разные гробы, но и тогда тела вернулись на место. Тогда не стали их больше трогать и погребли возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами.
2. Автор и история создания
«Повесть о Петре и Февронии» была создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.
Пётр и Феврония на самом деле правили в 13 веке, но все остальные события в повести, конечно же, выдуманы. По сути, объединены две сказки о змее и о мудрой деве.
Важен образ Февронии - девушки из крестьянской семьи. Она оказывается мудрее князя, человека из высшего общества. Она же становится и прекрасной женой, сохранившей любовь до самой смерти. Автор повести сочувствовал крестьянам, и повестью пытался показать, что они ничем не хуже богатых людей, а местам даже и лучше.
3. Не лучший пример семьи
Но, хотелось бы от себя отметить, что с позиции современного человека некоторые как её поступки, так и поступки князя вызывают отторжение. Она явно манипулирует Петром, а он обманывает её. Но такое начало отношений каким-то чудом не помешало им создать крепкую семью. Тем не менее возникает вопрос, почему именно эта легенда стала основой дня семьи, любви и верности.*
* Подобные противоречивые моменты нисколько не отменяют художественной и смысловой ценности текста, который каждому рекомендую прочитать.
4. Смысл, заложенный автором
В самом же сюжете повести такая манипуляция понятна. Иначе как ещё поставить на место князя и показать превосходство крестьян? Автор именно так решает подобную проблему. Затем именно уважительное отношение к Февронии делает из Петра сильного самодержца. Ведь бояре с их злыми жёнами не смогли нормально править Муромом.
Тем самым, автор через повесть пытается показать социальные и политические проблемы своего времени, а именно: проблему разрыва между крестьянам и высшими слоями, важность самодержавной власти, ну и тему любви, семьи и верности.
Художник Александр Простев "Святые Петр и Феврония"
Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы узнать ещё очень много нового и интересного!