Найти в Дзене

Танкетка от Шкоды для Югославской королевской армии

Оглавление

Во второй половине 30-х годов Югославская королевская армия находилась в поиске новой бронетанковой техники. Чехословацкая компания Škoda была готова предложить свою продукцию для и было подарено несколько танкеток, но они плохо зарекомендовали себя на испытаниях, поэтому была запрошена новая машина. Следующая танкетка Š-I-D была значительно лучше по всем параметрам и было куплено восемь штук, но впоследствии эта машина была признана недостаточной, и были запрошены усовершенствования. Это привело к развитию Š-I-j, который был представлен югославской королевской армии, но по неизвестной причине так и не был принят на вооружение.

С чего всего началось?

В начале 1930-х годов Югославская королевская армия начала процесс реформирования и усиления дополнительным снаряжением и броней двух своих кавалерийских дивизий. Каждая кавалерийская дивизия состояла из трех кавалерийских бригад с двумя полками, одного артиллерийского эскадрона, велосипедного батальона и других вспомогательных подразделений. Планировалось прикрепить к каждой дивизии моторизованный полк, куда входили гусеничная бронетехника состоящая из легких танков или танкеток.

Югославские солдаты в 1925 году
Югославские солдаты в 1925 году

С самого начала возник вопрос о том, где приобрести это новое оборудование. В то время как у Франции и Югославии было хорошее военное сотрудничество, Франция не желала продавать свои новейшие танки, поскольку хотела сначала избавиться от старых моделей.

FT Kégresse в Югославии
FT Kégresse в Югославии

Благодаря французам Югославия получила в свое распоряжение около 56 старых танков Renault FT (часть переделали в Kegresse M-28), некоторые из которых были куплены, а некоторые получены в качестве военной помощи в 1920-30-х годах. К апрелю 1940 года Королевству Югославии удалось приобрести у Франции 54 относительно современных легких танка R35.

Югославский король Петр II лично "объезжает" первый полученный из Франции танк "Рено" R35
Югославский король Петр II лично "объезжает" первый полученный из Франции танк "Рено" R35

Югославская королевская армия даже рассматривала возможность приобретения некоторых советских образцов танков, таких как Т-26 или БТ. Однако, в основном по политическим причинам, это было невозможно.

Кроме всего выше указанного, Югославия вела переговоры с Польшей и Чехословакией о приобретении нового оборудования. Переговоры с Чехословакией прошли несколько успешно, и была достигнута договоренность о поставке только восьми Škoda Š-I-D (Т-32 на вооружении Югославии).

Шкода в Югославской армии

Š-I-D был, пожалуй, самой современной бронированной машиной в югославской королевской армии. Однако его общие показатели оказались разочаровывающими. Ходовая часть оказалась ненадежной, с плохой конструкцией, которая нуждалась в постоянном ремонте и которую легко было сломать. Другой проблемой была толщина брони, которую Югославская королевская армия никогда не считала достаточно прочной и требовала улучшения. По этим причинам представители югославской королевской армии потребовали от Škoda новую танкетку с улучшенной ходовой частью, броней и основным вооружением. Skoda разработала значительно улучшенную танкетку Škoda Š-I-j. Прототип, без пушки, был закончен в мае 1938 года.

Танкетка Т-32 на предвоенном параде югославской армии
Танкетка Т-32 на предвоенном параде югославской армии

Новая танкетка для королевской армии

Наиболее очевидным изменением стала переработанная и улучшенная подвеска. Она состояла из двух пар больших опорных катков (с каждой стороны), подвешенных на листовых рессорах. Всего было две передние ведущие звездочки, две задние направляющие и восемь возвратных роликов (по четыре с каждой стороны).

Машина была оснащена дизельным двигателем мощностью 59 л.с. Максимальная скорость танкетки составляла 31 км/ч. Во время испытаний в Югославской королевской армии дальность хода была указана как 6 часов, а не в обычных километрах. Но если взять среднюю скорость в 20-25 км/ч, то получится дальность хода в 120-150 км.

-5

Интересным было и вооружение. Основным вооружением была 47-мм пушка Skoda A 9J с боекомплектом на 42 выстрела. Пушка могла подниматься в диапазоне от -10° до +25° и поворачиваться на 15° в обе стороны. Дополнительным оружием был пулемет ZB vz.30J с боекомплектом в 1000 патронов.

Надстройка состоит из простого прямоугольного бронированного каземата с командирской башенкой наверху. Броневые листы удерживались на месте с помощью заклепок. Толщина лобовой брони составляла 30 мм во лбу, 15 мм по бортам и 12 мм в корме.

-6

У Š-I-j было два члена экипажа: водитель, который также пользовался пулеметом, и командир, который одновременно был наводчиком и заряжающим. Это было далеко от идеала, но по стандартам танкеток той эпохи это было совершенно нормально. Чтобы получить доступ к своим боевым позициям, командир попал в машину через командирскую башенку, а механик-водитель - через люк рядом с ней. Экипаж мог наблюдать за окрестностями через два больших смотровых люка спереди и еще один поменьше, расположенный со стороны водителя. Для командира не было необходимости в боковом смотровом люке, так как у него была башенка для кругового обзора.

Судьба прототипа

Прототип был представлен югославской военной делегации в марте 1939 года. После осмотра транспортного средства делегация проявила интерес к потенциальной покупке примерно 108 транспортных средств. К концу 1939 года единственный опытный образец был перевезен в Королевство Югославия для дальнейшего изучения.

-7

Неясно, что произошло во время проверки, но югославская королевская армия не размещала заказов на производство. Возможными причинами этого были либо то, что потребовались дополнительные модификации. Также возможно то, что руководство югославской армии просто потеряло интерес к танкеткам и захотело получить "правильный" танк. Как итог, прототип вернулся обратно на завод Skoda, который стал частью достояния германской нации и был сдан на металл.