Найти тему
Есть мнение

Забытая «История России» Пьера Левека

Есть мнение, что священные алфавиты и языки, такие как еврейский, санскрит, латинский, греческий, имели основу русского алфавита и языка. Это косноязычное мнение принадлежит А. Д. Плешанову, являющемуся, – есть и такое мнение, – членкором РАН. Разумеется, оба мнения глубоко ошибочны, но с подробностями может быть интересно ознакомиться по сканам комментариев.

...И, кстати, о подробностях. В комментарии упомянут Пьер Левек, – француз, некоторое время по личному приглашению Екатерины II работавший в Петербурге преподавателем в Кадетском корпусе. Его перу принадлежит один из первых систематических трудов по истории России. Точнее же третий. «История России» Левека увидела свет в 1781 году – после трудов Ломоносова и Татищева, но ещё и до истории Карамзина. В своё время она считалась лучшей, – или, как минимум, – с точки зрения самого Карамзина, – вполне удовлетворительной. В России, во всяком случае, она сразу вошла в перечень самых читаемых книг.

-3

Почему Левек ныне забыт? Ну… писал он «Историю России» в Париже и на французском. Главный же критик – императрица – нашла его работу недостаточно прославляющей славян. Екатерина заказывала совсем другую историю, – со славянской письменностью до Рождества Христова и происхождением европейских топонимов от слов русского языка. Но, – за такое-то даже Ломоносов не взялся.

...То есть, Екатерине II все «Истории России» казались недостаточно патриотичными. Так почему же забыт (всеми, кроме никому неизвестно фрика) только Левек?.. Да он другого и не стоил. «История России» в исполнении Левека прежде всего не оригинальна. В ней нет абсолютно ничего такого, чего не было бы у Татищева до, и у Карамзина после. И уж тем паче нет ничего подобного тому, что напридумывал, приписав Левеку, Плешанов. Те же норманнские варяги и татары, – как у всех.

Не было, и не могло быть. Все историки опирались на одну и ту же базу общеизвестных и общедоступных источников. Труды различались лишь изложением и акцентами. Карамзин попрекал Левека тусклостью слога, затянутостью и недостатком уважения к Петру I.