Найти тему
Записки Германа

МОЙ БРАТ, МОЯ СЕСТРА: русско-немецкий роман (часть 33)

Девчонке очень нравился этот рыжик. Он никогда не унывал и мигом умел выбить из плохого настроения самых безрадостных одноклассников. Да и звали его так нежно, так замечательно! Дома, до войны, девчонка каждый день слышала от матери, которая обращалась с чем-то к отцу: «Саша, я вот подумала... Саша, а ты знаешь?.. Милый, забавный мой Саша!».

– Саша, говори, не бойся.

– Это правда, что Вы – охотница?

– Кто? – улыбнулась девчонка.

– Ну, что Вы ловите зверей и их едите?

Наташа оглядела учеников. Все, замирая от нетерпения, ждали, что она скажет.

– Ну, раз у меня нет домашних птиц, я вынуждена ловить диких. А как бы вы на моём месте поступили, если бы кушать хотели, а в доме – ничего?

Ребята недолго были в замешательстве.

– Я бы тоже пошёл ловить кого-нибудь в лес, – деловито ответил рыжик. – Но у меня ружья нет.

– А что, значит, у Вас есть, у Вас есть ружьё? – взахлёб, наперебой кричали ученики. – Вы, значит, и стрелять умеете?

Наталья Александровна поднялась и дала им знак помолчать, после чего начала что-то рисовать на доске.

– Понимаете, ребята, просто так, ради потехи, убивать животных – это низко. Это неприемлемо. Тогда вы больше не сможете называться людьми.

Она подошла к окну и задумчиво продолжила:

– Первое время я питалась ягодами, какими-то растениями, в которых была точно уверена, что они – не ядовитые. Хотя, знаете, порой так сильно хотелось есть, что я бросалась даже на неведомую мне растительность. И часто потом живот так сильно болел, что и словами не передать... Очень выручали грибы. Я тогда как раз научилась разводить костёр, чтобы эти грибы жарить. Не такое это лёгкое дело – развести огонь без спичек. Но я научилась.

Она повернулась к двум десяткам глаз, наблюдавшим за ней не моргая. Ребятам казалось, что учительница открывает им реальный потрясающий мир, о котором до этого они могли читать только у Даниэля Дефо или Рони-Старшего.

– Подступала зима, когда не бывает ни ягод, ни растений, ни грибов. Знаете, я ведь очень люблю животных, и мысль о том, что я должна кого-то из них убить, чтобы утолить голод, который был со мной теперь и день и ночь... Это была ужасная, невозможная мысль. Но когда я перестала понимать: засыпаю или теряю сознание, когда у меня не осталось сил, чтобы пройти даже три шага... Тихая маленькая смерть. Она ждала с минуты на минуту. Но ещё упорнее ждала одна мечта! И вот тогда я поймала первого зверя.

– А Вы не могли попросить еду у соседей? – пискнули веснушки с заднего ряда.

– У соседей? Их тогда не было.

– Они все погибли, да? – грустно пробасил один.

– Они все ушли на войну? – добавил второй.

Наташа вздохнула и снова посмотрела в окно.

-2

– Мой отец был отличным охотником. По правде сказать, я не принимала такое занятие, ведь он убивал зверей не всегда ради того, чтобы их съесть. Прежде чем выстрелить, он каждый раз предупреждал меня – я успевала закрыть уши. И забирал птицу или зверя сам, потому что знал: мне это кровавое зрелище совсем не нравилось... Но я любила ходить с ним на охоту.

– Ваш папа умер? – посочувствовал рыжик Саша.

– Не знаю, – виновато склонив голову, едва слышно проговорила она.

– Мой тоже умер! – попытался утешить мальчик.

– И мой!

– И мой! – раздавалось со всех сторон.

Ещё бы один такой нежный голосок – и она разревелась бы прямо здесь, перед этими маленькими сильными мальчишками. В этом классе были почему-то одни мальчишки.

– Рассказывайте дальше! – выручил грустный басок.

– Я любила в охоте только это, – Наташа с улыбкой подбежала к доске, незаметно успев утереть глаза. – Что это, как думаете?

Она указала на рисунок.

– Водяная мельничка!

– Такой штукой раньше диких коней ловили!

– Плуг это, им землю пашут, я видел!

Учительница смеялась от души.

– Мой папа знал, наверное, тысячи видов ловушек! Он далеко не всегда брал на охоту ружьё. Кстати, дома у нас были певчие птицы, а чтобы их сначала поймать, ловушки ставились очень деликатные, сами понимаете почему.

– Почему? – не поняли дети.

– Потому что ловушки делаются в двух случаях: поймать, чтобы убить, или поймать, чтобы оставить в живых. Как певчих птичек... И вот на войне я вспомнила папину науку. Потому и выжила. Nun lasst uns Deutsch lernen. (Ну, а теперь давайте учить немецкий.)

Но ученики наперебой стали просить, чтобы «дорогая и любимая» Наталья Александровна научила их делать такие же охотничьи приспособления. Они очень хотели, наконец, поесть вкусное мясо и стать настоящими добытчиками для своих мам. И разводить огонь без спичек тоже хотели уметь. Вдруг это всё однажды спасёт и их?

– Будь по-вашему, только... – их учительница хитро улыбнулась, – всё вот это я буду описывать на немецком. Что теперь скажете?

Веснушчатому восторгу не было пределов. Заставлять ребят учить «этот противный язык» Наталье Александровне больше не приходилось.

***

Только эта затея и отвлекала Наташу от печальных мыслей бесконечными зимними вечерами. Когда она слышала скрип сапог мимо своего двора или у калитки, то сразу вскакивала и выглядывала в окно. Кто там? Герхардт? Мама? Нина? Кто там?

Но в который раз шёл по своим маленьким или большим делам кто-то из местных.

-3

Друзья, если вам нравится мой роман, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Продолжение читайте здесь:

А здесь - начало этой истории: