Найти тему
На берегах Терека

ОЧЕРЕДНАЯ ПРОКЛАМАЦИЯ ГЕНЕРАЛА П.С.ПОТЁМКИНА КАБАРДИНЦАМ И МЕТАНИЯ ШЕЙХА МАНСУРА ПО ПРАВОМУ БЕРЕГУ ТЕРЕКА В ПОИСКАХ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ДОБЫЧИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Собрав значительные силы, генерал П.С.Потёмкин 21 октября 1785 г. прибыл на реку Малку и вместо того, чтобы сразу войти несколькими войсковыми колоннами на территорию враждебных обществ, вновь отправил прокламацию. Пройдясь по личности шейха Мансура и неосуществимых чудес, главный воинский начальник на Кавказской линии напрямую вопрошал князей «какое было именно утеснение кабардинцам: утеснялись ли они в исповедании магометанского закона? Нет. Все августейшая императрица позволяет свободное каждому исповедание вер и требует только верности, которую кабардинцы троекратно нарушали. Бог сам, видя клятвопреступников, может ли взирать на них милосердым оком? Пусть скажут мне, какое от войск российских чинимо было угнетение кабардинцам: дерзость и буйство их возбудило в них дух измены; они начали впадать во все места, резали людей проезжающих и слабо вооруженных, грабили селения и отгоняли скот». В заключении подчеркнул, что преступников будет «гнать, разить и карать доколе не придут они с раскаянием и падут к ногам просить помилования».

Всадник на горном пейзаже. Ф.Рубо
Всадник на горном пейзаже. Ф.Рубо

Присутствие значительного отряда правительственных войск в непосредственной близости от их селений, принудило кабардинцев немедленно прекратить набеги на российские поселения. Приверженцы пророссийской ориентации князя Мисоста Баматова срочно прибыли к главнокомандующему и убедившись в его мирных намерениях дали знать своим родственникам. Вскоре к генералу П.С.Потёмкину подъехали и некоторые князья, принимавшие участие в широкомасштабных набегах с заверениями своей преданности. От имени своего народа обещали возвратить захваченных в плен россиян, вернуть все награбленное, возместить убытки за уничтоженное имущество и внести денежную компенсацию за убитых. Как и следовало ожидать несмотря на то, что прошло общее совещание кабардинской знати, они не спешили выполнять взятые на себя обязательство. Предоставленное время кабардинские князья использовали для отправки в горные ущелья свои семьи, домашнюю скотину, наиболее ценное имущество и своих подданных.

Кабардинец. М.Микешин
Кабардинец. М.Микешин

Кабардинские князья откровенно затягивали время, выжидая прибытия разношерстного воинства шейха Мансура, заранее известившего их о своем скором приходе. Его же появления на границах Малой и Большой Кабарды ожидал и генерал П.С.Потёмкин регулярно получая донесения о всех передвижениях горских партий вверх по течению Терека. Для усиления собственного войска главнокомандующий присоединил к себе еще и отдельный отряд бригадира графа С.С.Апраксина, под начальством которого находилось 500 солдат из Владимирского полка, нескольких гренадерских рот с артиллерией, а также 5 эскадронов Астраханского драгунского полка и иррегулярный Донской полк в 400 казаков. Объединив силы, генерал П.С.Потёмкин рассчитывал во встречном бою разгромить партии чеченского имама и тем самым восстановить спокойствие на значительной части Кавказской линии.

Кабардинские уорки. 2-я пол. 18 в.
Кабардинские уорки. 2-я пол. 18 в.

Однако и кабардинские князья в свою очередь известили чеченского пророка о достаточно солидном отряде правительственных войск на его пути, что изменило соответственно повлияло на дальнейшие планы. Надеясь получить от них продовольствие и не имея возможности соединиться с партиями кабардинцев, шейх Мансур потребовал от них быстрейшей присылки с каждого двора по корове и мешку муки. Это ни в коей мере не входило в княжеские планы, рассчитывавшие при помощи прибывших партий дагестанцев и чеченцев решить собственные задачи на Центральном Кавказе, а уж никак не обеспечивать несколько тысяч едоков из собственных запасов. Подобное пожелание в какой-то мере являлось и оскорбительным для кабардинской знати, еще помнившей не такие далекие времена, когда сами собирали ежегодную дань в виде овцы с каждого «дыма» в равнинных селениях. Не получив однозначного ответа и не имея возможности предпринять сколько-нибудь быстрых кавалерийских рейдов, в связи с острой недостачей зернового фуража, предводители набеговых партий вынуждено повернули обратно.

Шейх Мансур быстро вернулся прежним маршрутом и расположился лагерем на правом берегу Терека напротив гребенской станицы Червлённой, не теряя надежды раздобыть продовольствие и захватить хорошую добычу в казачьих юртах. Набежчики располагая численным преимуществом 23 октября 1875 г. несколько раз предпринимали попытки переправиться, но всякий раз были отбиваемы гребенцами с помощью отряда полковника А.М.Лунина, продолжавшего все время следовать параллельным курсом с горцами по левому берегу Терека. Здесь же поблизости находился и отряд полковника И.Д.Савельева, артиллерия которого имела не меньшую поражающую мощь, чем у соседнего пехотного командира и прикрывавшая от прорыва свою часть российской границы.

Чеченцы / Иллюстрация из книги "Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных национальностей Российской Империи" Рисунки Е.М. Корнеева. Историк Деппинг, Жорж-Бернар. Граф Рехберг-и-Ретенлевен Paris, D. Colas, 1812-1813
Чеченцы / Иллюстрация из книги "Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных национальностей Российской Империи" Рисунки Е.М. Корнеева. Историк Деппинг, Жорж-Бернар. Граф Рехберг-и-Ретенлевен Paris, D. Colas, 1812-1813

Бесцельно простояв еще несколько дней ввиду гребенских кордонных постов и ощутив недовольство предводителей набеговых партий, шейх Мансур решил раздобыть запасы продовольствия любым доступным путем в другом месте. Во время очередного обратного движения 29 октября вверх по течению Терека по направлению к Малой Кабарде набежчики совершенно неожиданно столкнулись с относительно не большим отрядом полковника Л.Т.Нагель. Тот, в свою очередь получив приказ от генерала П.С.Потёмкина действовать самостоятельно и не допустить соединения дагестанцев и чеченцев с кабардинцами выступил из крепости Моздок. Опытный военачальник имея в своем распоряжении 2-й Московский пехотный полк, сводный гренадерский батальон составленный из нескольких рот Кабардинского и Селенгинского полков с артиллерией, 2 эскадрона Астраханского драгунского полка, 150 донских казаков, а также только что подошедших сотен Моздокского казачьего полка, команды в 150 человек от Гребенского и Терско-Семейного казачьих войск, форсировал полноводный Терек.

Черкес. Рис. И. А. Гильденштедта. Альбом "Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг."
Черкес. Рис. И. А. Гильденштедта. Альбом "Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг."

Передовые казачьи дозоры едва поднявшись на ближайшие возвышенности обнаружили перед собой главные силы объединенного горского войск, занявшего все окрестные леса и ущелья между укреплением Григориополис и Малой Кабардой. По ходу приближения правительственных войск отдельные горские наездники стали гарцевать прямо перед авангардом, пытаясь подманить под удар главных сил, укрывшихся в лесных зарослях.  Полковник Л.Т.Нагель не поддался на эту простую уловку и выбрав подходящее место для обороны остановился и весь отряд в скором времени был окружен со всех сторон превосходящими силами горцев. Они, в свою очередь вымещая злобу то ли за то, что не сумели заманить противника в хорошо подготовленную лесную ловушку, то ли за то, что не получили продовольствие от кабардинцев приступили к поджогу покинутых жителями малокабардинских селений. Зарево от пожара непременно должно было привлечь внимание не только генерала П.С.Потёмкина, но и все окрестные горские народы, которые с нетерпением ожидали последующих известий. Сражение на границах Малой Кабарды могло кардинально повлиять на расстановку сил во всем северокавказском регионе и определить дальнейший выбор северокавказских горцев.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю