В 1921 традиционно независимые шведы, в то время, насмотревшись на происходящее на континенте решили так же стать танковой державой. Первым танком у скандинавской армии стал французский Renault FT. О том, как и почему танк превратили в КШМ, и что потом сделали с ним в этой публикации
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Шведы, благодаря своей инокульторности, могли иногда вести себя не так как весь цивилизованный мир и привечать например близких по менталитету сильно, и немного по языку германцев. Так после Первой мировой войны именно в Швеции можно было понять, что случилось бы, если бы германцы были бы не столь ортодоксальны в требованиях к технике, а всё таки попробовали делать танки, а не подводные лодки, которые ещё ни одной войны не выиграли. Первыми танками на вооружении шведской армии стали клоны так и не успевшего на войну германского танка LK-II (Leichte Kampfwagen)- Pansarvagn fm/22. Но тем не менее эти танки не стали первыми, хотя их шасси попали в Швецию в конце 1921 года. Об истории легких германских танков будет отдельный цикл, но а первым танком в Скандинавии стал пушечный Renault FT с полигональной башней, получивший в Швеции личное имя "Путте" (Putte).
История танка Renault FT в Швеции началась с активности начальника артиллерии армии и старшего полевого генерала (Chefen för Arméförvaltningens Artilleridepartement och Generalfälttygmästaren) генерал-майор Фрифа Ульфа Ларса Карлссона Спарре (Friherre Ulf Lars Carlsson Sparre), который отправил 22 января 1921 военным атташе всех воевавших стран письма, что бы те в Берлине, Париже, Риме, Лондоне и Вашингтоне попробовали купить современное на тот момент оружие - полевые, зенитные, артиллерийские тягачи и разные там боевые машины, которые проходили под ником - stridsvagn. Официально отозвался только в военный атташе в Париже, наверно и в Берлине но так, что бы об этом никто не узнал, который сообщил что французы готовы поставить один танк Renault FT c 37-мм пушкой и 200 выстрелами. Танк был уже готов к продаже, видимо его готовили к другому покупателю и готовы были отдать танк с серийным номером номером 66549, изготовленный по той информации которую предоставили атташе уже после войны на Рено - 23 июня 1920 года. Французы не мелочились и просили за танк 115 000 франков. Видимо французы что-то знали об активности шведов на германских землях и старались максимально быстро застолбить площадку, уже 19 июля 1921 года танк прибыл в Стокгольм на пароходе Vega рейсом из Руана.
Для испытания танка 25 июля 1921 года в A9 – Королевском полку артиллерии (Kungliga Positionsartilleriregementet) в Стокгольме был сформирован "испытательный взвод", который занимался и изучением и обучением работы на танках, в конце августа танк отправился на учебный полигон в Мальмслетт, где в конце октября-начале ноября принял участие в войсковых учениях. всё было неплохо пока к шведам не приехали LK-II, которые были и быстрее, и удобнее, да и просто лучше. Впрочем и танк наверно оказался не самым новым, возможно французы активно испытывали его в демонстрациях потенциальным покупателям и в швецию он попал сразу с малым запасом ресурса.
Рачительные шведы, имея и собственные возможности в машиностроении, наши и оказавшемуся мнее полезному французскому танку применение, переделав его в КШМ, а снятую пушку в 1923 году поставили в башню одного из 10 Pansarvagn fm/22 превратив того в пушечный.
Renault FT "Putte"/Танк Рено FT "Путте" с радиостанцией
Страна: Швеция/Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1920 (шасси), 1924
Кол-во: 1
Экипаж: 2
Размеры: 4,6х1,74х2,14 без антенн.
Боевая масса: 6 500 кг без антенн
Бронирование : 16 mm/башня 22 mm
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,5 km/h
Гусеницы ширина: 340 мм
Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м
Испытания Renault FT "Putte" в 1922-1924 годах показали, что лучший танк Первой мировой был именно лучшим танков 1918 года - лидером мгновения, правда для французов победного. В совместной эксплуатации с танками Pansarvagn fm/22 конструкции Йозефа Фольмер медленный, тесный с жесткой подвеской танк Renault FT совершенно не понравился шведским военным, единственное, что они хорошо оценили это точная пушка, правда уже установленная в германо-шведский танк. Причем отмечалось, что треть французских снарядов было бракованными. Рачительные шведы пытались придумать к чему бы приспособить не самую удачную движимость. Решение нашлось в 1924, когда правительство выделило грант на покупку двух радиостанций для установки в танки, одна из радиостанций была установлена в Strv m/21 (nr 6), много переделывать не пришлось, так как в танке место было, в вторую установили в Renault FT "Putte", уже лишившегося к тому времени пушечной установки.
Для превращения в командно-штабную машину на Renault FT было установлена радиооборудование разработанное фирмами Tygstationen и AEG. Танк, в отличие от французского варианта TSF не переделывался, кроме отсутствия пушечной установки, не предполагался третий член экипажа, так как сами радиостанции стали компактнее и удобнее. Танк оснастили 6-ти метровой бамбуковой антенной радиопередачика с верхней перекладиной, прикрепленной к правой скуле бронекорпуса и растяжками к кормовой части танка. Антенна радиоприемника крепилась к корпусу танка. Весь 1924 и 1925 год танк Renault FT "Putte" использовался на танковых и пехотных учениях совместно с trv m/22. Так как и сам танк и радиооборудование были еще не отлажены, работая неустойчиво, такое использование было скорее учебно-тестовым для разработки концепции применения в будущем.
1925 году разработчиками оборудования связи фирмами Tygstationen и AEG были устранены замечания и разработана новая антенна "зонтичного" типа, которую установили еще на один танк Strv m/22 (nr 6). Когда в 1926 у Renault FT "Putte" умер двигатель, его решили не восстанавливать радиопередатчик переставили на Strv m/21 (nr 10), а сама танк отправили на полигон на "расстрел". Но шведы не были бы шведами, если бы и на стрелковом полигоне в Марме максимально эффективно не использовали танк. С августа 1926 года на бронекорпусе испытывали различные средства поражения танков - обстреливали из 13-мм крупнокалиберно пулемета, 20-мм автоматической пушки, 37-мм французской пехотной пушки и просто забрасывали связками ручных гранат. Апофеозом полигонной жизни танка стали в сентябре 1927 сравнительные испытания французской танковой брони и шведской брони фирмы Бофорс, которую как ни странно выиграли французы. В октябре то, что осталось от танка Renault FT "Putte" начальник полигона приказал убрать с глаз долой.
История танка Renault FT в Швеции уложилась в пять лет, доказав, что важно не только, и даже не столько быть отличной боевой машиной, а оказаться в нужное время и нужном месте. Выпускаясь практичсеки только годв в 1918 году, танки Renault FT стали танками победы, а 1920 если бы война продолжилась новые английские и германские, да и французскеие танки, построенные с учётом опыта Рено не оставили бы такому танку места на поле боя, что и показал опыт Швеции.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать об истории развития танка Renault FT - лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
- Первый танк современного типа. Часть 9. Renault FT TSF. 1917-1918. Быть всегда на связи
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
https://tanksworld.alexproject.ru/?p=9-3-2
https://dzen.ru/a/YpxCfGOQSlDhMtgW
https://dzen.ru/a/YpYPdrtXqy5Rxqrp
https://www.ointres.se/strv_renault.htm
https://www.sphf.se/svenskt-pansar/fordon/stridsvagn-2/en_renault-ft-tank/ https://imgur.com/gallery/i4FWXnDhttps://andrej-kraft.livejournal.com/179701.html