Девушка смотрела на меня испуганными глазами, на одной руке у нее цвели яркие экзотические цветы, на другой — несколько несвязанных между собой татуировок.
— Есть что-нибудь похожее на Франка Тилье? — повторила я вопрос. Мне до ужаса хотелось окунуться в мрачную парижскую атмосферу и расследовать запутанное убийство вместе с выдуманным детективом.
— Не знаю, — наконец ответила девушка-консультант.
— Хм, — начала я от неловкости, — а кто-нибудь знает?
— Может Данила? — спросила девушка, как будто я могла знать этого Данилу. Она отвернулась от меня и крикнула, — Данила! Да-а-анила!
Из едва заметной среди книжных стеллажей двери на другом конце магазина выглянула голова высокого молодого человека.
— Ты знаешь что-то похожее на...
Девушка-консультант замялась и посмотрела на меня.
— Франка Тилье, — нехотя вздохнув, ответила я.
Я-то думала, что Тилье довольно известная персона в книжном мире. Все-таки несколько лет назад его книги активно пиарили, и не зря! Они заслуживают прочтения, и быстро набрали популярность среди читателей.
— Франка Тилье, — снова проорала девушка на весь магазин.
Несколько других покупателей недовольно уставились на нас, как будто мы в библиотеке и должны соблюдать тишину. Хотя признаюсь, такое громкое общение между консультантами меня тоже покоробило.
— Кого? — громко переспросил молодой человек.
Похоже, ни один из консультантов не думал сближаться. Их устраивало орать друг другу через книжные стеллажи.
Я поняла, что это провал. Полный провал. Консультанты в Книжном абсолютно не ориентируются в современной литературе. "А должны?" — задалась я вопросом.
— Франка Ти-и-илье! — прокричала девушка Даниле.
— А, нет, — ответил он и скрылся за дверью.
— Извините, — робко улыбнулась девушка.
— Ничего, — сказала я, — а Уилки Коллинз у вас есть? "Лунный камень"?
По испуганным глазам девушки я поняла, что она понятия не имеет кто это и где его искать. Возможно это имя она слышала впервые.
— Поищу в разделе классики, — прервала я смущение Полины (это имя было написано у девушки на бейдже).
— Хорошо, — ответила она с облегчением, — если будут вопросы - обращайтесь.
Я улыбнулась в ответ и пошла дальше в поисках полки с классикой, не представляя с какими вопросами можно к ней обратиться.
Вот такой неудачный опыт общения с консультантами в Книжном. Зато теперь точно знаю, что идти в магазин нужно подкованной, чтобы не ставить в неловкое положение консультантов.
Но всё же остались вопросы, которые не дают мне покоя. Как вы думаете: должны ли консультанты в Книжном быть подкованы в литературе? Входит ли в их обязанность консультировать покупателей о книжных новинках, рассказывать аннотации? Или рассчитано, что покупатель сам возьмет книгу в руки и прочитает всё на её обложке, а консультанты только поддерживают порядок на полках и расставляют новые экземпляры?