Такой вопрос на полном серьезе мне вчера задала мама и, по совместительству, бабушка моих детей.
Дело в том, что они с дедушкой решили внуков, приехавших в ним на каникулы, приобщить к сельскому труду. Или к оказанию помощи старикам, что также немаловажно.
Помощь заключалась в сборе малины, гороха, шелковицы, шелушении початков кукурузы, подметании двора и т.п.
Однако, баба с дедом - люди современные и просвещенные, к тому же начитанные и владеющие навыками пользования интернетом, где и начитались новшеств по воспитанию детей.
Кстати, своих родных чад они воспитывали по наитию, посчитав, что «и так пойдет», но внуки - это же поколение психиатрии и неврологии, поэтому с ними нельзя по-простому, а надо по науке, вот и посоветоваться со мной решили, а то «вдруг чЕ не так делаем».
Логичен был и мой ответ: не переживайте, а просите, уговаривайте и заставляйте, то есть используйте все средства «правильного воспитания».
И тут вспомнилось свое детство и мои бабушки, у которых приходилось не просто проживать детское лето, собирая землянику и купаясь в пруду, но и работать.
Пусть это был тот самый труд с нытьем и из под палки, не всегда добросовестный, но вспоминаю его с благодарностью и улыбкой.
Вот мы с бабушкой идем на заливной луг в конце улицы, где находится семейный участок с помидорами и огурцами. Там есть страшная «копанка», из которой черпаем ведрами воду и поливаем овощи.
У меня с сестрой у каждого своя кружка для полива рассады.
Во время работы бабушка рассказывает нам «страшные истории»: про копанку, где «кто-то живет», про луг с «утопленными немецкими танками», про свое детство.
После исполнения своих трудовых обязанностей, мы мастерим удочки и ловим в канаве лягушек, собираем в кружку слизней или цветы в букеты, лопаем землянику и полевую смородину, и босиком, по горячей от солнца земле, топаем обратно.
Я вспоминаю заваленный сеном огромный бабушкин двор в то время, когда она ещё держала корову.
Помню духоту сеновала, под крышей которого мы трамбовали сухую траву, теленка с шершавым носом и шелковистого ягненочка, крутившихся рядом с нами.
В восемь лет я попробовала научиться доить корову. У меня до сих пор перед глазами сарайчик, коровий бок и бабушкины руки, показывающие, как нужно «захватывать сосок».
Что такое «вилы» и для чего они нужны я тоже узнала, будучи маленькой.
Самое главное в то время я тоже уяснила: работать - это естественно. Не работать - не естественно. Или «как это - не работать?»
Не нормально- не работать, когда работают взрослые. И дети всегда крутились рядом.
Приходилось ли получать от бабушки нагоняй за несделанную работу? Приходилось! И обижались, и переделывали, но бабушкино «Натальюшка» меня опускало с горы обид.
Меня никто так не называл, как баба Клава, и ее я вспоминаю великой труженицей, как и то, чему я у нее так и не научилась: вязать носки, прясть пряжу, печь хлеб на картофельном отваре и варить полевой борщ.
Уверена, что и сбор малины с клубникой, и обламывание чесночных стрелок мои дети будут вспоминать по-доброму, как и пруд, и старый прабабушкин дом с интересными предметами старины.
Другой вопрос - а пригодятся ли им эти навыки в будущем? Никто этого не знает, мне вот доение коровы пока не пригодилось, может и не пригодится никогда.
Только самые яркие воспоминания всегда из детства и, от того, как ты в голове повернешь то или иное событие, зависит твое душевное здоровье.
Кстати, все гаджеты моих детей остались дома и они о них даже не вспоминают.