Знаете, лет в 10-12, когда от истории я еще была крайне далека, я искренне считала, что действие в "Капитанской дочке" происходит во времена Пушкина. Почему так случилось, я поняла только недавно, когда пересмотрела одноименный фильм 1958 года.
Видимо, ориентировалась я в детстве на его визуальный ряд, а он отсылает нас именно к XIX столетию. Посмотрите сами. Герои мужского пола (дворяне, конечно) ходят в рубахах с отложным воротником и черным бантом.
Только через час (!!!) экранного времени зрителям наконец показали худо-бедно правильно одетых персонажей. Да и тут оплошали, ибо обнаженная мужская шея в ту пору - это жутко неприлично.
Показать, как выглядел приличный мужчина? Ну, как-то так.
То есть, галстук был намотан на шею до ушей практически. Но кинематографистам нужны была "романтишность", поэтому достоверностью они открыто пренебрегли и Гринев (офицер, а их, бывало за расстегнутую пуговицу мундира из армии выгоняли) щеголяет голой шеей. То же самое можно сказать в отношении образа Швабрина. Он не из этого времени.
Усы видите? А их быть не должно, ибо пехота. С Машей - тоже беда. В каком веке живет девушка? Ну, я бы сказала навскидку, что во времена Достоевского. Точнее, во времена Достоевского, как их хотел изобразить неумелый костюмер. Ибо тут вообще не костюм, а беда. Что это за трикотажная кацавеечка, а?
Буйные кудри и челки всех молодых персонажей (на деле должны быть открытые лбы, букли и косы и мужчин и коса у девушек) тоже не радуют.
В общем, вы поняли, да? Сейчас мне было крайне сложно смотреть на вот такую альтернативную реальность. А в детстве она вообще меня с толку сбила. Кстати, даже красавец-Стриженов в роли Гринева положение не спасает. Вот в "Сорок первом" Чухрая он хорош: сильный, смелый молодой офицер. А здесь с розовыми соплями и красивостью явно перестарались. Вообще, по-моему, проще было взять совсем молодого актера на эту роль, чем Стриженову, у которого в его 28 лет щенячести уже не было ни на грош, поручать играть героя, младше его на 10 лет.
Текст Пушкина передан более-менее точно, но акценты расставили иначе. Пушкин же дворянин, он не понимал, как надо, а вот советские режиссер щас ка-а-ак расскажут об угнетении народа! Поэтому вместо прелестной повести получился практически рассказ о классовой борьбе. Нет очаровательной сцены встречи Маши и императрицы в Царском Селе, вместо этого какой-то невнятный эпизод с женой истопника.
Зато есть сцена казни Пугачева растянута на десять минут, хотя у Пушкина о ней написана ровно одна фраза. И еще режиссер очень подробно показал, как сочувствует народ Пугачеву, как люди отирают слезы после его смерти, как кланяются и горюют, на эту сцену явно сделали самый большой упор.
И вот тут не выдержав, я пошла смотреть, что же еще снял Каплуновский. Посмотрела. И все стало на свои места. Три фильма: "Мексиканец", "Капитанскую дочку" и "Любушку". Насчет последнего ничего сказать не могу, а первый страдал той же фигней, что и картина по Пушкину: он заидеологизирован, пафосен, старомоден и слащав. Причем "Капитанской дочке" еще повезло, здесь агитации поменьше.
Вердикт: пересматривать не буду. А вот "Русский бунт" надо бы посмотреть, в свое время у меня до него руки не дошли.
Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/