Найти тему
Галс-Девелопмент

Гостиница «Украина»: американский след и прощание с архитектурными излишествами

Оглавление

«Батюшки, высота какая!» – восклицают герои советского фильма «Верные друзья», глядя на Москву со строительных лесов. По сюжету они поднимаются на 34 этаж в поисках своего товарища – академика, автора проекта гостиницы «Украина».

Так вошло в кинохронику рождение высотки, открывающей Кутузовский проспект. Ее возведением действительно руководил академик архитектуры, а также архитектор, строивший небоскребы в Америке, судьбу же определили решения двух вождей.

Высотка для интуристов

Здание на Кутузовском завершили последним из «семи сестер», в1957 году. Оно стало вторым по высоте после МГУ: с 73-метровым шпилем советский небоскреб достиг отметки в 206 метров.

-2

Кстати, скоро на другом берегу в «Москва-Сити» построят башню, которая будет в два раза выше. Футуристичный 400-метровый небоскреб станет самым высоким офисным зданием столицы и последней башней делового центра, интегрированным в общую подземную часть. Посмотреть, как он выглядит, можно на сайте застройщика – ГК «Галс-Девелопмент».

Сталинские высотки строились под определенные ведомства. Так, в высотку на Красных воротах заселилось Министерство путей сообщения. Прочитать об этом можно в статье «Как на Красных воротах построили «кривую» высотку на искусственной мерзлоте».

Претендентом на последнюю выступила организация «Интурист»: поток иностранцев рос, и впечатлить их стало задачей государственной важности. Послевоенная столица готовилась к приезду гостей. «Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят ни одного небоскреба?» – эти слова Сталина вспоминает Никита Хрущев и цитирует биограф последнего Уильям Таубман.

Для самого роскошного отеля идеально подходила высотка в живописной излучине Москвы-реки, в самом начале правительственной трассы в Барвиху.

-3

Сложный грунт готовили шесть лет: осушали с помощью иглофильтров и 900 насосов, укрепляли, повышали. К строительству приступили в 1953 году. Принцип создания несущих конструкций – каркас из арматуры и стальных балок – взяли из американской практики, главным экспертом в которой стал доктор архитектуры Вячеслав Олтаржевский (фото ниже), руководивший вместе с академиком Аркадием Мордвиновым проектной группой высотки на Кутузовском.

Вячеслав Олтаржевский в молодости
Вячеслав Олтаржевский в молодости

Из Нью-Йорка в Воркуту

Олтаржевский был весьма примечательной фигурой. Сначала обучался у мастера венского модерна Отто Вагнера. С 1924 года работал в Нью-Йорке. Его отправили туда на годовую стажировку изучать технологии высотного строительства. Он прожил в Америке 10 лет: сделал карьеру, преподавал в Колумбийском университете, издал книгу «Новый Вавилон» со своими архитектурными рисунками и даже открыл компанию по возведению высотных гостиниц.

В 1935 году он вернулся в СССР ради работы над проектом ВДНХ, однако оказался жертвой интриг, критики и десятков доносов. Все это, вместе с тем, что строительство павильонов шло медленнее, чем изначально планировалось, дало повод для ареста и заключения в лагере на 15 лет. В 1943 году он отправил из Воркуты письмо Сталину: листы с набросками высоток и просьбу использовать его опыт.

Олтаржевского освободили досрочно и подключили к амбициозному проекту «семи сестер». Согласно официальной биографии он, крупнейший знаток высотного строительства, становится соавтором лишь одного здания на Кутузовском, а по оценке исследователей – консультирующим серым кардиналом всего грандиозного строительства.

Вячеслав Олтаржевский на даче с женой
Вячеслав Олтаржевский на даче с женой

Высотку достраивали уже после смерти Сталина, при Хрущеве, ускоренными темпами к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. 34-этажная гостиница на 1000 номеров ещё два десятка лет оставалась крупнейшей в Европе. То, что новый генсек дал высотке имя «Украина», - известный факт, но мало кто знает, что он также внес изменения и в сам проект.

Меж двух вождей

Сталин видел Москву многоэтажной и монументальной, Хрущев же исходил исключительно из соображений практичности. Одной из первых его реформ стала назревшая индустриализация строительства.

В 1954 году он произносит знаменитую речь, обращенную к архитекторам: «Мы не против красоты, но против излишеств! Людям нужны квартиры. Им не любоваться силуэтами, а жить в домах нужно!»

«Украину» спас от оптимизации «излишеств» грядущий фестиваль с иностранными гостями и уже созданные элементы декора будущих интерьеров.

Хрущев зашел с другой стороны. Заявил, что неразумно тратить столько денег на гостиницу, когда людям негде жить, и отдал указание перепроектировать два боковых крыла под жилье. В этой высотке 250 квартир, а среди тех, кто их получил, были автор романа «Дети Арбата» Анатолий Рыбаков, режиссер «Тихого Дона» Сергей Герасимов, поэт Евгений Евтушенко, актеры Валентин Гафт и Борис Бабочкин.

Борьба Хрущева с архитектурным многообразием завершилась триумфом типового жилья, но в мир советских граждан после фестиваля молодежи проникли новые излишества: джинсы и кеды, джаз и рок-н-ролл.

Машина времени

В 2005 году гостиница «Украина» была выкуплена частным инвестором и после реконструкции открылась под брендом Radisson. Место привлекает атмосферой эпохи и художественной коллекцией: стены украшают 1200 полотен, среди которых немало работ кисти больших мастеров, например, Александра Дейнеки и Василия Поленова.

Вид из ресторана, расположенного на 29 этаже гостиницы
Вид из ресторана, расположенного на 29 этаже гостиницы

В период реставрации отель пополнил арт-собрание 57 скульптурами в духе соцреализма: здесь и полярник, и девушка с жеребятами, и сборщица урожая. Правда, сегодня все это выглядит немного по-музейному, особенно когда из окон открываются виды на футуристичные башни «Сити».

Также на нашем канале вы можете прочитать: