Найти тему
Галс-Девелопмент

Как на Красных воротах построили «кривую» высотку на искусственной мерзлоте

Оглавление

Московские высотки стали не только символом послевоенного триумфа страны, но и фабрикой архитектурных и технологических решений. Так, благодаря башне на площади Красных Ворот в мировой архитектуре был создан прецедент: ее строили с намеренным креном, да еще и замораживали землю.

Высотка с входом в метро

Для знаменитых высоток, заложенных в день 800-летия Москвы, были выбраны самые выигрышные площадки. На площади Красных Ворот находится самая низкая из «семи сестер» (138 метров), но расположение на самой высокой точке Садового кольца ставит ее вровень с остальными.

Эта высотка задумывалась как часть парадного «въезда» в город – ансамбля из гостиницы «Ленинградская» и площади трех вокзалов. Замысел строился с учетом определенной преемственности. На этом месте с 1709 до 1927 года находились Триумфальные ворота (не путайте с воротами на Кутузовском проспекте). В 1935 году на площади Красных Ворот открылась одноименная станция метро. А вот выход на другой стороне Садового кольца построили лишь спустя 12 лет.

-2

Второй, северный, вестибюль решили сделать прямо в будущей сталинской высотке. Проектировать здание над метро доверили Алексею Душкину, возглавлявшему Центральную архитектурную мастерскую Министерства путей сообщения. Планировалось, что министерство и займет часть здания. Кроме того, Душкин имел уникальный опыт создания пяти станций метро, включая глубокую «Маяковскую» и ближайшую к Кремлю «Площадь Революции».

Как сжатые сроки привели к инженерному триумфу

Строить подъем из метро предстояло сквозь «плывуны» – подвижный грунт, насыщенный песком и водой. По технологии следовало выполнить подземные работы, дождаться стабилизации грунта и затем переходить к возведению здания. Однако долгие сроки не устраивали руководство страны.

Ускориться было возможно за счет работы на двух участках параллельно, для чего требовалось найти способ укрепить котлован со сложным грунтом.

Инженеры-конструкторы Яков Дорман и Виктор Абрамов предложили новаторский метод: опасные «плывуны» заморозить, а высотку строить с намеренным креном. Просчитали, что здание отклонится на несколько градусов под давлением грунта, который расширится при охлаждении.

-3

После оттаивания и усадки породы зданию предстояло выровняться. Для заморозки котлована вокруг него устроили систему скважин, в которых непрерывно циркулировал соляной раствор температурой -26 градусов.

Инженерный расчет оказался блестяще точным. Строительство успешно завершили в 1953 году, а через 10 лет здание полностью выправилось.

Бизнес-центр по-сталински

Высотка Душкина оказалась самой компактной: центральная 24-этажная часть стала административной, а два боковых крыла в 10 и 15 этажей – жилыми.

Квартиры в количестве 276 не уступали в комфорте квартирам в высотках на Котельнической набережной или на Кудринской площади: с потолками 3,35 м, дубовым паркетом и встроенной мебелью на кухнях.

Переехали в новый дом не только сотрудники Министерства путей сообщения. Среди их соседей оказались и известные люди, например, актер Вячеслав Тихонов, хирург Сергей Юдин, сам архитектор высотки Алексей Душкин, а также Мстислав Келдыш, президент Академии наук СССР.

-4

Административная функция повлияла на убранство подъездов и холлов здания. Они более скромные, чем в других «сестрах»: без хрусталя и мозаик. Фактически проект Душкина явился прообразом современных многофункциональных бизнес-центров.

Теперь девелоперы часто объединяют в одном здании пространства разного назначения. Но редкие проекты, подобно сталинским высоткам, меняют силуэт города. Так, в «Москва-Сити» возводится башня, которая завершит ансамбль делового центра. Это самое высокое офисное здание столицы. Подробную информацию о 400-метровым небоскребе можно узнать на сайте ГК «Галс-Девелопмент».

-5

Высотка на Красных Воротах остается штаб-квартирой крупных транспортных организаций. Большая часть нежилого корпуса принадлежит холдингу «Трансстрой», ведущему инфраструктурное строительство. Часть площадей занимают департаменты РЖД, часть – сдаются в аренду как офисные блоки.

Говорят, задумывая реконструкцию Москвы, Сталин рассуждал: «Мол, ездят в Америку, а потом «приезжают и ахают», какие там огромные дома. Так пусть и в Москве будут такие дома, чтобы ахали». Действительно, высотки до сих пор вызывают интерес и восхищение историями своего создания. Кстати, трюк советских инженеров с креном на замороженном котловане за всю историю мирового строительства высотных зданий никто не решился повторить.

Также на нашем канале вы можете прочитать: