Ах, какие же все мы разные! Кто-то любит капусту (в прямом и переносном смысле), кто-то не прочь попрыгать на сцене в свободное от работы время, кто-то пишет стихи или иными художествами занимается… Ну, а кто-то наверняка знает, во что можно выгодно вложить звонкую монету, чтобы извлечь приличную выгоду. Последние – конкретно мыслящие люди, становящиеся дельцами от искусства, всегда в барыще – они авторитетны, их имена не исчезают с первых строк столбцов светской хроники в глянцевых журналах. Но выигрывает или страдает от этого подлинное искусство?
Студенты театрального факультета СГК им. Л.В. Собинова (курс И. и Л. Баголей, режиссёр Любовь Баголей), поставившие в год 200-летия А.Н. Островского одну из лучших пьес «русского Шекспира» «Таланты и поклонники», ещё не стали мастерами сцены, но готовятся к профессиональной работе. И тем, кто, может быть, пока ещё живёт во власти иллюзий о высоком, святом искусстве, шедевр Островского необходим как прививка от заблуждений. Драматург предостерегает: алло, таланты! Вас разыскивают всевозможные поклонники. Для чего – отчасти объясняет пьеса XIX века, не потерявшая актуальности и по сей день.
Итак, на ниве искусства одни добиваются славы и признания, другие – разоряются, третьи всю жизнь пляшут в кордебалете, ну, а четвёртых богемная жизнь может и вовсе свести на самое дно. Тут и способность трудиться «на износ» важна, и успех с удачей не помещают… Наверное, поэтому считается: актёры – крайне суеверные люди.
Островский, на мой взгляд, абсолютно откровенен в «Талантах и поклонниках», он честен до беспощадности. И дипломники идут по этому правильному пути. Проживают вместе с героями Александра Николаевича Островского все их взлёты и падения, надежды и разочарования, причём не без юмора в отдельных сценах. Трактовка Любови Баголей максимально соответствует самой идее русского драматурга. Зрители спектакля могут безошибочно понять, за что же Сашенька Негина обречена на такой успех. Она талантлива? Да, безусловно, и выросла-то она за кулисами, и сцену сызмала обожает… Но ведь не секрет, что львиная доля успеха – это трудолюбие, способность к изнурительным тренировкам-репетициям, огромная самоотдача, даже самопожертвование. Такой цельной, волевой личностью талантливую провинциальную актрису Негину сыграла студентка Милана Делавер. Роль мастерски исполнена одарённой Миланой: она великолепно танцует и поёт, и долго находишься под властью замечательных классических вокальных и хореографических номеров – «Соловья» Алябьева», «Колыбельной» Чайковского на стихи Лермонтова. Да, понятно, почему у примы провинциального театра Негиной было столько поклонников её исполнение проникало в самое сердце, а грация и красота покоряли даже самые чёрствые души.
Да, поклонников всех мастей у Негиной хоть отбавляй: от бедного студента Пети, продолжающего путь к знаниям (его сыграл Дмитрий Ахметшин) до уездных купчиков и князьков (их убедительно играют Эдуард Мошкин, Никита Есин и другие). Сашенька долго старается оставаться гордой и честной; велика иллюзорная надежда: а вдруг отправит Александра Негина всех надоедливых ухажёров по обратным адресам и останется с бедным и честным Петей? И восторжествует добродетель, и зритель выйдет из зала, утирая слёзы умиления?.. Но нет, восторжествовал здоровый практицизм, не оставляя Пете и прочим честным трудягам ни малейшего шанса. В финале спектакля, когда вся компания провожает Сашеньку, принявшую приглашение самого предприимчивого, говоря сегодняшним языком, «продюсера» Великатова, к новым заманчивым горизонтам, одинокий Пётр Егорыч Мелузов, бывший жених актрисы, остаётся наедине со своим прощальным монологом, который звучит драматично, если не сказать – на грани с высокой трагедией? И сейчас, не только в юбилейный Год Островского, но и в Год наставника и педагога эта мизансцена приобретает особый, сакраментальный и остроакутальный смысл…
А ведь Петр Егорыч учил Александру Николаевну не только грамоте, он учил её быть честной и духовно сильной, любил её не только как жених, но и как верящий в своё чадо терпеливый учитель. Каков итог этих педагогических усилий, повторюсь, Островский показал с отчётливой беспощадностью.
Зная историю русского театра и литературы, мы понимаем: в образе респектабельного, воспитанного и отнюдь не пошлого и, можно даже сказать, благородного Ивана Семёныча Великатова (фамилия, как нередко у Островского, «говорящая»!) Островский показывает своей публике неумолимо наступающий капитализм с его непреложной истиной: где деньги, там правда и сила, а кто приумножает их – тот «герой нашего времени». В образе Великатова студент Григорий Дубровский рисует человека рассудительного и спокойного, знающего себе и своим деньгам цену, делающего Негиной взвешенное и выгодное предложение. Да, он не лишён сентиментальности: дарит корзину с роскошными цветами, которых, может быть, до той поры и не видела каморки, где ютились Сашенька с матерью Домной Пантелеевной (талантливо сыгранной Наргиз Мустафаевой), говорит с маменькой актрисы о своих чувствах, дарит ей шаль… Но как поверить в искренность его признаний, когда заметавшаяся было Александра прощается с Петей как с чем-то безвозвратно уходящим, как сама любовь, даря на прощание отрезанную косу (символ искренней юности)?! Такие глупости не для Великатова. Он знает, как «сделать» бенефис, как ущемить самолюбие соперников – не драться же с ними на дуэли, в самом деле? – это слишком старомодно. На мой взгляд, студенты стёрли здесь грань между человеком и дельцом, можно было бы провести более резкую черту; но Великатов и в самом деле обаятелен, ведь он спасает Негину от нищеты и позора, и ничто человеческое ему не чуждо. И всё-таки вопрос поставлен: что будет дальше с Негиной, пусть даже начавшей строить новую жизнь на средства такого предприимчивого спонсора? Ведь дальше никому не будет никакого дела до её чувствительности, усталости и прочих «пустяков». Не вернётся ли она к Пете надломленной и опустошённой? Выдержит ли конкуренцию в будущем? Откажется ли от личного счастья ради профессии, становящейся жестокой к ней? Зрители могут строить свои догадки, втайне желая героине Островского ещё и любви, и труднодостижимого женского счастья.
Выпускники театрального факультета в «Талантах и поклонниках» всегда держат фирменную высокую планку. Хочется отметить работы не только исполнителей главных ролей, но и всех остальных. Особенно трогает душу трогательный и по роли Мартын Прокофьич Нароков в исполнении Яна Михайлова. В противовес Великатову, Нароков, влюблённый в театр как в святое искусство, поклонник таланта Александры Негиной (в прощальном «спиче» он замечает, что первым заметил её талант), он человек крайне непрактичный, его ведут по жизни чувства и сентиментальность, и он разоряется до нитки, жертвуя театру своей жизнью. Но именно он искренен и одухотворён, хотя и не может делать своей протеже такие дорогие подарки, как «заинтересованные» лица покруче. Он преподносит милую картинку, нарисованную им от души, и у амбициозной Александры комок встаёт в горле, ибо такие чувства, такая жертвенность и искреннее восхищение теперь не в моде…
Поаплодировать хочется слаженной работе всего курса, сумевшего показать лицо и изнанку непростого театрального процесса, конкурирующего с другими «забавами» в мире чистогана. И напоследок почему-то вспомнились строки Пушкина: «Не продаётся вдохновенье…»
В добрый путь, молодые артисты! И пусть ваш нравственный выбор всегда будет правильным. А первые поклонники у вас уже появились – это мы, саратовские зрители.
Анна Морковина, "Заря молодёжи"
май 2023
Фото: Дмитрий Кондратов