Давайте сравним между собой африканского слона, бразильского ламантина и мадагаскарского ежового тенрека. Похожи? Да как-то не очень, если честно. Тем не менее, они достаточно близкие родственники. По-крайней мере, гораздо ближе друг к другу чем, скажем, человек и кошка (но не такие близкие как кошка и собака).
Все вышеназванные животные (а также представители ещё трёх отрядов) относятся к особой группе плацентарных млекопитающих, объединённых в надотряд Афротерии. Из названия ("африканские звери") понятно, что сформировались и развивались представители надотряда на просторах Африки. Благо, достаточно длительное время Африка находилась в весьма сильной изоляции от других материков, что и позволило эволюционировать таким непохожим на других и друг на друга млекопитающим.
К слову, подавляющее число афротериев так и продолжают проживать в Африке (и на Мадагаскаре, который всё равно осколок Африки), вовсе не претендуя на места на других материках (которые, собственно, заняты). Только хоботные решились на экспансию (уцелели в Южной и Юго-Восточной Азии), да сирены являются подлинными интернационалистами (ну для водных животных это нормально). Ещё даманы рискнули немного в Азию продвинуться.
Современные афротерии представлены шестью отрядами: хоботные, сирены, даманы (эти три отряда относятся к условно "копытным", в том числе и морским, типа дельфинов), трубкозубы (условные "неполнозубые" охотники на муравьёв и термитов), прыгунчики ("афротериевские" грызуны) и афросорициды (африканские насекомоядные).
Из-за длительной географической изоляции Африки, афротерии занимали практически одинаковые экологические ниши со своими "северными" дальними родственниками. Из-за этого внешнее сходство было настолько велико, что "северных" и "южных" животных объединяли в один отряд. Так, в частности, произошло с афросорицидами, которые вплоть до недавнего времени относились к насекомоядным. Ну, простите, златокрот выглядит почти точной копией обыкновенного крота и занимает ту же самую экологическую нишу. То же самое можно сказать и про обыкновенного ежа и ежового тенрека.
После объединения континентов конкуренция за эти самые экологические ниши обострилась. Но афротерии сумели в основном сдержать натиск "северных" соседей, не допустив их в экологические ниши насекомоядных ("настоящих" насекомоядных в Африке практически нет), да и грызуны оказались в Африке вовсе не на таких ролях, как на северных континентах. Африканские "копытные" приспособились к вторжению "настоящих" копытных уходом или уходом в очень крупный размерный класс (слонам разные там буйволы, антилопы, да зебры конкурентами не являются), или мелкий, в котором даманы не дали сильно распространиться грызунам.
А сирены "спаслись" от агрессивных китов и ластоногих, уйдя на мелководье и в пресные воды. Замечу, что большая часть афротериев сейчас процветает. Исключением являются крупные слоны и некоторые мадагаскарские эндемики.