Настоятель рассказал случай, произошедший с одним из его учителей, который в старости вернулся из Индии в Тибет и там скончался.
Зная, что умирает, он попросил учеников постелить на полу небольшой шерстяной коврик, надел специальную одежду и углубился в медитацию. Через несколько дней он умер, а еще дня через два его тело начало резко уменьшаться. Кто-то из приближенных взялся за коврик, на котором медитировал учитель, и смог легко вынуть его из-под тела. То есть лама не «летал», как показывают в кино, но все же немного приподнялся над землей. Еще через несколько дней его тело уменьшилось настолько, что ученики смогли уместить его в небольшом контейнере размером с кастрюлю и без усилий поднять. В таком положении его кремировали.
Наш собеседник рассказывал все это спокойно, немного монотонно, не стремясь произвести впечатление…
— Теперь вернемся к практической стороне вопроса, а я прагматик, — он повернулся к Святославу. — Если перед нами человек, который никогда не медитировал, но при этом очень спокойный, очень добрый, очень зрелый, немногословен, вы устанавливаете свои датчики, смотрите и видите, что его сознание необыкновенно спокойно. А другой человек, возможно, и медитирует регулярно, но в то же время занимается множеством разных дел. В его сознании, вероятно, вы не найдете такого покоя. Это также следует понимать. С помощью медитации мы получаем способность привести хаотичное запутанное сознание в состояние ровного сосредоточения за короткое время. Если перед вами хороший предприниматель, хороший отец, хороший фермер, который не предается хаотичным размышлениям и не занимается множеством дел одновременно, то его сознание остается спокойным большую часть его повседневной жизни. Однако если кто-то выведет его из себя, он может разгневаться, и на то, чтобы успокоиться, у него уйдет гораздо больше времени, чем у опытного практика. Тот, кто постоянно занимается медитацией, никогда не придет в состояние такого сильного гнева. Он может немного выйти из себя, но ему будет легко вернуться в состояние ровного сосредоточения. Я искренне убежден, что, если ваше сознание спокойно, оно воспроизводит звучание Вселенной.
Произнеся это, Тай Ситу практически развернулся на своем троне в сторону Профа:
— Вам как ученому я хотел бы сказать следующее. Вы говорите: «Мы не знаем, какие результаты получим», затем проводите исследование, и уже после этого видите результат. Правильно? Ученый никогда не скажет: «Это так, а не иначе». Он всегда открыт для нового. […]
Неожиданно он предложил:
— А давайте помедитируем — вы не против? — он вновь обратился к Профу.
Тот попытался возразить:
— Боюсь, у меня вряд ли получится. Я не буддист, а исследователь…
Тай Ситу мягко прервал его движением руки:
— Медитация — это не то, что вы думаете. Уверен, вы много раз занимались ею и даже наверняка преуспели. Смотрите на меня, потом прикройте глаза. Расслабьтесь, давайте немного посидим в тишине. Послушаем звуки, которые доносятся снаружи. Слышите? Пение монахов, удары гонга…
Действительно, только сейчас мы услышали и молитвенное пение, и гонг, и даже барабаны — удивительно, но во время нашей беседы мы ничего этого не замечали.
— Теперь коснитесь указательным пальцем своего лба, точки, которая находится в центре, — наш собеседник указал на эту точку. — Удерживайте палец здесь и постарайтесь сфокусироваться на этой точке касания, ощущайте это место, сосредоточьтесь на нем.
Мы выполнили это задание. Трудно сказать, сколько времени — секунд или минут — прошло, прежде чем вновь прозвучал тихий голос Тай Ситу:
— А сейчас уберите палец и продолжайте фокусироваться на той же точке. Вы должны ощущать тепло в этом месте. Думайте о нем, к вам в эти мгновения могут приходить различные мысли, однако постарайтесь при этом не терять фокус в точке касания, в центре лба.
Тепло, точка, которая постепенно увеличивается, как будто бы давит на лоб, в какой-то момент разгорается, подобно звезде — таковы были мои ощущения.
Могу сказать, что, естественно, прежде мы все, особенно молодежь, часто предпринимали попытки медитировать и с наставниками, и самостоятельно, но лично у меня это получилось тогда впервые. И с тех пор, если мне нужно успокоиться, сосредоточиться или просто, как говорят, «очистить ум», я включаю видеозапись этой встречи с Тай Ситу Ринпоче, невидимая, необъяснимая энергия которого пробивается даже с монитора, спустя много месяцев.
Его голос вернул нас к действительности:
— Ну что, имело ли это смысл?
Святослав был задумчив:
— Да, это производит глубокое впечатление. Я так говорю не потому, что хочу проявить тактичность. Это действительно впечатляет даже таких людей, как я. Ваши слова могут повлиять не только на ход наших исследований, но и на устоявшиеся точки зрения.
Тай Ситу продолжил обыденным деловым тоном:
— В этом монастыре я могу использовать свою власть, свой авторитет разрешить вам такие исследования.
— Мы постараемся действовать осторожно и не нарушить ваш привычный уклад…
Читайте продолжение в книге об уникальных экспериментах российских ученых в тибетских монастырях Индии, которым Далай-лама дал задание доказать или опровергнуть существование тукдама — посмертной медитации у опытных буддийских практиков.
«Тибетские закаты. В поисках тонкого сознания» (12+): https://go.ast.ru/a00axlz
Эта книга не является научной фантастикой, все события, изложенные здесь, произошли в действительности, но действительность подчас бывает гораздо более невероятной, чем любой самый замысловатый сюжет, придуманный писателем. Все герои книги — реальные люди, выступающие под своими собственными именами, и вы можете, если захотите, встретиться с ними в реальной жизни. Все монастыри существуют на самом деле, и вы при желании можете совершить собственное путешествие по местам действия книги. Увидите ли вы то же самое, что увидела я, впервые оказавшись там, и совпадет ли мое описание с реальностью, которая откроется перед вами, — это вопрос. Пожалуй, главный вопрос, на который пытаются ответить главные герои книги.