Найти тему
Твой Информ

После ЧП в Кызыле

Оглавление

После трагедии на центральной площади Кызыла, когда психически больной человек убил выпускницу ТувГУ, некоторые прохожие все еще вздрагивают от громких звуков и нервно оглядываются по сторонам на улицах столицы.

От властей жители потребовали кардинальных действий, изменений, нововведений, наличия стражей порядка на каждом углу, закрытия алкоточек и бог знает ещё чего, потому как люди вдруг поняли, что поножовщина может случиться не только где-то на задворках или на грязной кухне в пьяном угаре. Все вдруг осознали — в родном городе даже днём в окружении людей мы беззащитны. Что слишком даже для Тувы с её непростой криминогенной обстановкой. Поэтому всех интересует вопрос: кто и как будет нас защищать?

В 500 метрах от трагедии

Ещё пару недель назад к площади Арата перед правительством Тувы жители Кызыла несли цветы и зажигали свечи. Стихийный мемориал появился там в честь 23-летней Долумы Ооржак.

-2

20 июня Долума, которая проходила стажировку в аппарате сенатора Дины Оюн, шла от Верховного Хурала по площади. Девушка совсем недавно окончила филологический факультет Тувинского государственного университета, по специальности «преподаватель русского языка и литературы». Туда она поступила 2017 году в рамках республиканского проекта «В каждой семье — не менее одного ребёнка с высшим образованием».

На площади в тот роковой день гуляли люди, которые не сразу поняли, что происходит. Мужчина набросился на молодую женщину, начал избивать. Несколько подростков и мужчина попытались было подойти, но, увидев в руке разъярённого мужчины складной нож, отступили. От полученных множественных ударов ножом девушка скончалась до приезда скорой помощи. А подозреваемого задержали сотрудники Росгвардии по горячим следам в 500 метрах от места преступления.

У погибшей остался годовалый сын и муж — выпускник СибГУТИ, родители и четверо братьев. Однокурсники и преподаватели вспоминают её как добрую, активную, образованную и целеустремлённую девушку.

Родным выделена материальная помощь. По поручению главы Тувы супругу погибшей девушки помогут с трудоустройством по специальности. Для их годовалого малыша определят место в детскому саду, как только это понадобится.

Параноидная шизофрения

В открытом доступе почти сразу после ЧП появилась информация, что подозреваемый является психически больным человеком. Первоначальная версия следствия о том, что мужчина перепутал жертву со своей знакомой, растиражированная в местных и федеральных СМИ, не подтвердилась.

Следователи Следственного управления СК России по Республике Тыва продолжают расследование уголовного дела по факту убийства 23-летней местной жительницы (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ - убийство, совершенное из хулиганских побуждений).

Мужчина находится в СИЗО. Кызылским городским судом ему избрана мера пресечения виде заключения под стражу сроком на два месяца. С ним уже провели необходимые следственные действия. Расследование уголовного дела продолжается. Установлено, что 36 летний безработный уроженец города Ак-Довурак с 2009 года состоит на учёте в республиканской психиатрической больнице. Врачи поставили ему диагноз «параноидная шизофрения» и рекомендовали непрерывное лечение. Не был женат. В день убийства был трезв.

-3

Не сработали службы?

Трагедия всколыхнула общественность, логика уступила место панике, и сейчас по сути многие заняты не реальными делами, а охотой на ведьм. Разумеется, люди недоумевают, почему человек, представляющий угрозу для окружающих, свободно мигрировал по республике среди нормальных людей. И нормальных людей в их праведном возмущении понять можно, как и требования «немедленно убрать психбольницу из центра на окраину!», потому как «рядом с психами центр дополнительного образования для детей!».

Если объективно, то психбольница — закрытое учреждение — по-прежнему находится как раз на окраине Кызыла, как того требуют жители. А вот психдиспансер, куда пациенты приходят на приём к лечащим врачам, и правда некоторое время назад разместился в одном крыле детской соматики по ул. Ленина. В свете последних событий такое соседство жителям как кость в горле. Но психоневрологические пациенты – члены общества, они имеют право вместе с нами ездить на общественном транспорте, ходить по тем же улицам, что и наши дети, и посещать самостоятельно врачей. Разумеется, в случае если эти люди не представляют угрозы для себя и окружающих. Другое дело, когда врачи относятся к обязанностям формально.

Сегодня прокуратура оценивает, почему не сработали службы, которые должны были охранять порядок, а также медучреждения, недосмотревшие за психически больным. Министр здравоохранения Тувы Анатолий Югай заверил, что министерство проведёт служебную проверку по оценке качества лечения подозреваемого в убийстве Долумы пациента Барун-Хемчикского межкожууного медицинского центра. И, к слову, уже сейчас известно, что он часто уезжал с места проживания. Не следовал рекомендациям врача и отказывался принимать назначенные лекарства.

И не соседства с диспансером надо бояться, а халатности людей, от работы которых зависит и наше здоровье, и безопасность, и жизнь.

Преступности меньше, раскрываемости больше…

Каким будет выхлоп от этих проверок, судить трудно. Но само наличие патрулей, число которых заметно увеличилось на улицах Кызыла, причём не только на центральных, действует успокаивающе.

Подавляющее большинство граждан, судя по высказываниям в соцсетях, уверено, что бурная деятельность по обеспечению нашей безопасности вскоре сойдёт на нет. Однако помимо обоснованной и необоснованной критики в адрес чиновников разных уровней и сфер, звучат дельные предложения. Например, по увеличению штата сотрудников МВД. Тува, на какие статистики не ссылайся, остаётся регионом «со своими криминогенными особенностями» и действительно нуждается в дополнительных ставках участковых уполномоченных и сотрудников патрульно-постовых служб. Существуют сложности даже с обращением в дежурную часть, до которой чаще просто нереально дозвониться.

На встрече главы Тувы с инициативными законодателями, активистами, лидерами общественного мнения в Центре тувинской культуры, Владислав Ховалыг усомнился, что такую инициативу поддержат на федеральном уровне. Ведь по данным МВД, с начала 2023 года в Туве отмечено снижение общего уровня преступлений на 15%. Число совершенных в общественных местах сократилось на 30%, снижение бытовых преступлений - на 15%.

При этом даже с учётом сокращения в ходе реформы сотрудников структурных подразделений на 300 человек, раскрываемость преступлений повысилась до 65%, тогда как до реформы не дотягивала до 50%.

Только вот, мол, резонансные преступления сводят на нет усилия правоохранителей...

Почему только сейчас?

Депутаты Хурала представителей Кызыла предложили ужесточить условия получения лицензии на торговлю спиртными напитками, увеличив требования к размерам торговых площадей в сторону их увеличения. Что должно усложнить процесс получения лицензии и сократить число торговых алкоточек.

Руководитель Роспотребнадзора региона Людмила Салчак рассказала о серьёзном изменении в борьбе с нарушителями торговли спиртным, сообщив, что на сегодня уже есть судебное решение по закрытию одного такого объекта. Ещё три судебных решения в процессе подготовки, по 17-ти точкам-нарушителям работают сотрудники МВД. Остаётся открытым вопрос, если существовала возможность через суды (даже в обход моратория на проверки) добиваться аннулирования деятельности предпринимателей, неоднократно пойманных на нарушениях, почему ею воспользовались лишь сейчас?

С корректировкой идеи «кошмарить алкобизнес» выступили предприниматели, резонно заметив, что если объявлять такую войну, то всем без исключения. Иначе результаты любых проверок ничего не дадут. «В Туве всем известно, какие чиновники, взять ту же полицию, держат через других лиц магазины, торгующих спиртным», - напрямую заявили представители бизнеса Тувы. А заодно предприниматели предложили покончить с нелегальными игровыми залами, которые также находятся под патронажем сильных мира сего. Туда, как пишут, к примеру пользователи соцсетей из Шагонра и посёлка Сой, люди идут спиваться и несут все детские пособия: «Именно пособия, т.к. никто из этих людей не работает!»

О вреде пособий и мемориалах

Глава Тувы не меньше граждан обеспокоен, что неработающие родители, получающие пособия, растят поколение детей, у которых также нет мотивации к труду: «В среднеазиатских странах, если человек не трудится, государство его не поддерживает. Сидеть дома с тремя детьми и получать 42 тысячи — это ведь не потолок, можно жить лучше, но люди не хотят».

В идеале когда-нибудь мы сможем прийти к тому, чтобы за каждым получателем выплат присматривал соцработник, за выпивохой – врач наркодиспансера или полицейский, сможем перенести алкоточки за город, сократить продажу спиртного до получаса, мы можем усилить патрули, поощрять материально народных дружинников и гонять бесконечно бомжей с Арбата.

-4

Однако против воли самих людей их осчастливить – заставить жить достойно, наверно все-таки нельзя. Но нам надо постараться это сделать, во избежание повторения трагедии на площади Арата. Обществу придётся сплотиться, если мы не хотим, чтобы Кызыл превращался в большой мемориал в память о погибших согражданах.

В ближайшее время на заседании Совета по поддержке гражданских инициатив обсудят в числе первых проблем — алкоголизацию населения, из которой вытекают и другие — нелегальная торговля спиртным, многочисленные преступления против личности, в том числе против детей, дорожно-транспортные происшествия. Конструктивные инициативы будут претворены в жизнь на республиканском уровне.

Наш корр.