Найти тему
Чемодан историй

Там в облаках перед народом, через леса, через моря колдун несёт богатыря...

Оглавление

Апологеты западного мира распространяют нарратив о технической слабости нашей страны. А все достижения советских ученых якобы «обнуляются» их несовершенством и заимствованием у Запада.

Реальность как всегда сильно отличается от вымыслов. Страна производила то, что превосходит ведущие мировые образцы. многие начинают говорить, что СССР развалился потому, что экономика была не развита и калоши плохо продавались. Но позвольте, мы до сих пор живём за счёт "осколков, экономически не развитой державы" и никак не можем доворовать и доразрушить её.
Руслан
Руслан

Самолет Ан-124 Руслан: гордость отечественного авиастроения

Уникальный самолет разработки 1980-х годов и по сей день может дать фору многим современным судам. Он способен перевозить монолитные грузы весом 150 тонн и длиной до 36 метров!

История успеха

Как всегда, все началось с противостояния с Западом. Советы создали АН-22, а американцы — превзошедший его Lockheed С-5А Galaxy. Разгоралась Холодная война... отдать пальму первенства было нельзя!

В 1966 году партия поставила новую задачу: увеличить грузоподъемность до 100-120 тонн. А уже в начале 1970-х был представлен первый проект Ан-124. Над самолетом, который должен был превзойти все потуги США, работала вся страна. И он появился!

Руслан стал первым советским самолетом, оснащенным особой автоматизированной системой. Она следила не только за всеми узлами воздушного судна, но и контролировала действия экипажа! Так советские ученые хотели нивелировать человеческий фактор. Автоматическая система определяет максимально допустимый взлетный вес — в зависимости от погоды и состояния аэродрома. Таким образом, не допускаются полеты на запредельных нагрузках и продлевается срок жизни самолета в целом. А композитные материалы, внедренные где это возможно, снизили вес летательного аппарата на 6 тонн.

Рождение самолёта ))
Рождение самолёта ))

Новый самолет сумел-таки превзойти гордость американцев С-5А Galaxy. Время было такое...

Надо ли говорить, что над сборкой воздушного гиганта работала вся страна? Силовые агрегаты везли из Запорожья, детали фюзеляжа из Ташкента, шасси - из Куйбышева, а высокотехнологичный навигационный комплекс из Ленинграда.

Первый полет новинки состоялся 24 декабря 1982 года. Самолет вылетел из аэродрома близ Киева. Примечательно, что изначально самолет собирали в Киеве, но в 80-х годах построили еще один завод в Ульяновске.

Интересен и этап выбора названия. Разработчики придумали минимум 6 различных вариантов, так или иначе связанных с греческой мифологией. Но партия постановила: название должно быть славянским! Предлагалось даже имя Тараса Бульбы, но в последнее время от него отказались. Остановились на более емком и лаконичном названии.

Залог успеха

Так как самолет задумывался в качестве грузового, его оборудовали двумя люками. Кроме традиционного хвостового, был внедрен и носовой люк. Таким образом, самолет можно было загружать как спереди, так и сзади.

Кроме того, шасси было вариативным: оно могло опускаться и не повреждать покрытие аэродрома.

И даже так
И даже так

Первый рекорд не заставил долго ждать. Он был установлен 26 июля 1985 года. Это произошло спустя две недели после участия в аэросалоне Ле Бурже. Самолет назвали русским чудом, но с некоторой долей скептицизма и даже издевательства. Нужно было доказать обратное. Экипаж Владимира Терского поднял груз весом более 171 тонну на высоту 10 750 метров! А в мае 1987 года был совершен беспосадочный перелет вдоль границ Советского Союза. Судно пролетело 20 000 километров.

В конце 1990 года был установлен настоящий внеземной рекорд: 47 100 километров, пролет над обоими полюсами Земли — с тремя посадками. Примечательно, что самолет для военных нашел широчайшее применение и в гражданской сфере. На воздушных судах такого типа перевозят тяжелые и нестандартные грузы. Руслан перевозил разных животных, включая 11 дельфинов, крокодилов, зебр и даже четыре жирафа!

К сожалению, производство новых самолетов было свернуто еще в 2004 году. Сказался развал СССР... комплектующие, производимые в одной стране, стали выпускаться в разных независимых государствах. Последние события наглядно показывают, что чрезмерная диверсификация по разным странам даже вредна...

Есть ли будущее у Руслана?

Эксперты неумолимы: к 2030 году России понадобятся еще 55 самолетов подобного типа. Ведь ныне действующие постепенно вырабатывают свой моторесурс. Но если производство и будет возрождено, от воздушного гиганта используют лишь базу. Вся внутренняя «начинка» должна быть «оцифрована». Это позволит повысить экономическую эффективность от полетов минимум на 30 процентов. При рыночной экономике приходится экономить, это факт.

В новых реалиях вопрос собственного производства выходит на первый план. Надеюсь, что в ближайшее время начнутся реальные изменения. Хотя смотря со стороны, как последние 30 лет уничтожалась отечественная промышленность, в воскрешение не верится совсем.

Выскажи своё мнение и подпишись на канал «Чемодан историй»

  • В статье содержатся материалы из: wikipedia, wikimedia и других свободных источников