Найти тему
Изучаю людей

Фонематический слух - зачем нам нужен

Продолжаем наш разговор про дислалию, пытаясь в сегодняшней статье разобраться, откуда же берутся нарушения звукопроизношения у детей, у которых все сформировано анатомически и физиологически вроде бы как положено, вся семья говорит чисто и никаких тебе казалось бы предпосылок. Если вроде бы ничто не предвещало, возраст дислалии физиологической уже прошел, а нарушения звукопроизношения остались - скорее всего причина в фонематическом слухе. 

Как и многие проявления дизонтогенеза, которые вроде бы непонятно откуда взялись у ребенка, который доселе развивался совершенно нормально и ничем не отличался, из ниоткуда они на самом деле не возникают. Просто причина и следствие разнесены во времени и не очень очевидны. Например, оптическая дисграфия часто возникает у детей "манежных и ходунковых", которых не очень-то пускали ползать на пол - но где тот грудничок и где нынешний школьник?! Связать причину и следствие сложно, но она есть. Точно так же и дислалия

Фонематический слух - раннее приобретение онтогенеза, активно развивающееся у малыша с полугода до двух-трёх лет. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. И если на этом, самом раннем этапе что-то пошло не так - проявится именно в нарушениях звукопроизношения. Физиологически уже могу правильно, но разницы между правильным и неправильным вариантом произношения не слышу. Что-то идёт не так довольно часто - фонематический слух был в совершенстве развит у наших предков, когда любая мать могла с ходу выдать минимум полсотни колыбельных, пестушек и потешек, которые постоянно слышал ребенок, слышал, воспринимал, различал, пытался подражать, причем довольно успешно. Прежде чем становился способен чисто физиологически воспроизвести звуки - уже воспроизводил мелодику и интонацию.

Я имела удовольствие наблюдать годовалую малышку - дочь фольклористки, которая не говоря пока ни слова интонационно безошибочно воспроизводила песню за песней. Мой собственный сын - жертва занятий старшей, которой скрипка давалась непросто и требовала моего постоянного вовлечения - в полтора года абсолютно узнаваемо пел начало скрипичного концерта Ридинга - фа-си-фа-ми-ре-до-си-фа. Сейчас это редкие, как сейчас говорят, скиллы у детей. Лет двести назад это было нормой. И это было развитием в том числе фонематического слуха. Сейчас же проблемы в этой сфере имеются у подавляющего большинства детей.

Это была плохая новость. Но есть и хорошая. Бывают области психического развития, для которых, как говорится, после трёх уже поздно. Для фонематики не поздно. Кстати как и для музыкального слуха тоже - никогда бы не подумала, что в 35 лет я без музыкального образования вдруг научусь отличать фа от фа диеза, но что детская музыкалка с матерями делает...

Тяжёлые нарушения фонематического слуха ведут к нарушению понимания речи, но это состояние гораздо чаще врождённое, чем приобретенное и не имеет отношения к нашей беседе про дислалию. Ребенок с лёгкими нарушениями фонематических процессов - ребенок речь понимающий, говорящий, но - ребенок с дислалией, которую мы называем функциональной.

Органических нарушений нет, анатомия в порядке, язык во все стороны движется, физический слух сохранен, но имеются нарушения звукопроизношения. 

Хорошо развитый фонематический слух, кстати, вполне может быть и проблемой 🤪 Как человек с абсолютным музыкальным слухом не может петь в хоре, так и логопед, слышащий абсолютно все нарушения звукопроизношения в потоке речи, не может слушать половину теле- и радиопередач, а остальным нормально. Изюминка в речи у ведущего, не более. У логопеда же от этого изюма челюсти сводит, зато иностранный язык в плане произношения легко осваивать. Впрочем это было лирическое отступление. 

Итак, функциональная дислалия - нарушение нетяжелое, но нарушение. Корректировать его необходимо с двух сторон - непосредственно ставить звуки и обязательно учить ребенка дифференцировать на слух сходные звуки, те, на которые ребенок заменял нужный звук. И сделать это необходимо в дошкольном возрасте, чтобы не получить в школьном акустическую дисграфию - как слышу, так и говорю, так же и пишу. Замкняю Л на В в речи - так и пишу, вопата и вуна. А родители изумляются - откуда?! Был же нормальный. Все оттуда, из раннего детства. Но все поправимо. В следующий раз обсудим дислалию механическую.