Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko).
Все фанерные детали нарезаны, стапель готов, и уже можно было бы приступать к сборке лодки, но крепежа нет, и он даже не заказан! Теоретические основы для выбора крепежа я изложил в предыдущей статье, осталось совместить теорию с практикой.
Какой нужен крепеж и сколько?
Спецификации к проекту нет, приходится выискивать упоминания про винты (screw) на чертежах. Вот, что я насчитал (правильность проверю на практике):
- 3.5x30 - 156 шт (крепление обшивки днища к килю, швертовому колодцу, шпангоутам);
- 5x35 - 46 шт (привальный брус, шпангоутная рама C, карлингсы кокпита);
- 5x50 - 14 шт (швертовый колодец, карлингсы в носу и корме);
- 5x60 - 7 шт (швертовый колодец, карлингсы кокпита).
Автор проекта указывает, что все прочие соединения фанера-дерево следует выполнять на клею с гвоздями из латуни 1.2x20 мм с шагом 50 мм, а соединения фанера-фанера гвоздями 1x12 мм с шагом 50 мм.
Карлингс - продольная подпалубная балка судна
В отношении гвоздей, я, честно говоря, сомневаюсь. Не будут ли они вылезать из фанеры, превращая лодку в опасного для попы ёжика? И как это надежно предотвратить? Друзья, кто знает, подсказывайте!
Поиск поставщика
Жадность перекупщиков потрясает! То, что у оптовиков отпускается по цене 2 руб за шт, в рознице легко идёт уже по 10 руб за шт! А у оптовиков серьезные ограничения по минимальному заказу, и не все они работают с частными лицами...
Мелкие партии 10-50 шт можно купить на всем известной китайской площадке по сносной цене, но придётся ждать 4 недели. В итоге я решил закупиться у оптовиков "1001 КРЕПЕЖ". Выбрал самый доступный тип саморезов ART. 6112 из нержавеющей стали A2 (лодка будет эксплуатироваться в пресной воде). От саморезов 5x50 отказался и приплюсовал их к 5x60. Если что - укорочу.
Заказанное количество - минимальное по данным позициям (остатки пойдут на какой-нибудь ещё проект). Сумма заказа не должна быть меньше 5000 руб. Волновался, что заказ сбросят, так как я не юрлицо...
А на следующий день (03.07.2023) по электронной почте со мной связался менеджер и сообщил, что саморезы 5x35 подорожали и новая цена 4.99 руб! Хорошо, что хоть заказ приняли! Выставили счёт. Оплатил.
Хитрый киль
В ближайшее время мне предстоит вклеивать и привинчивать киль, точнее, носовой и кормовой кильсоны.
Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от расположения различают: центральные, боковые и скуловые.
Вот что написано про эту операцию в проекте (в переводе на русский):
Носовой и кормовой кильсоны сделаны из одного куска древесины 35x35 мм, сужающегося до 25 мм в районе прорези для шверта. Часть вдоль прорези обертывается клейкой лентой для предотвращения нежелательного склеивания, затем эта часть удаляется при подготовке корпуса к окрашиванию.
Этот текст не очень легко понять, он содержит в себе одновременно сведения и конструктивного, и технологического характера. Главное тут в том, что один кусок древесины сужается, превращается в два, а между ними вклеивается швертовый колодец.
Вот в чем моя задумка: я хочу сразу использовать два бруска для кильсонов вместо одного длинного (зачем, если все равно разрезать?). Найти короткие бруски без сучков и всякого там косослоя намного легче, чем один длинный (тем более, что они у меня есть). Склеить временно бруски на короткий технологический "ус" 1:5, его прочности (надеюсь) должно хватить. Вклеить кильсоны в днище и далее вырезать "ус" в соответствии с проектом - он окажется как раз в области щели для шверта.
Кто-то спросит: ради чего эта морока? А чтобы задать равномерную погибь днища лодки без всяких лишних впуклостей и выпуклостей. Перед тем, как строить лодку в натуральную величину, я делал модель из картона в масштабе 1:10. Рекомендованную автором проекта технологию не соблюдал и получил отвратительную форму днища в районе шверта, хотя и строил модель на стапеле.
Очень рекомендую делать модели из картона перед реальным строительством, так как проявляют себя моменты, о существовании которых не догадываешься. Кстати, выбирая проект, я построил три масштабные модели разных проектов Радослава Вершко вместе с моделями членов экипажа (для оценки относительных размеров лодок).
Выполненные работы
Выбрал из запасов подходящие для строительства деревяшки и нарезал бруски 35х35 мм для кильсонов и других элементов набора корпуса лодки. Древесина - просто сосна 10-ти летней сушки. Дуб не использую, борюсь за каждый килограмм веса лодки. Прочности сосны должно хватить с запасом, так как у лодки несущая обшивка, а не несущий набор. Автор проекта указаний на счёт древесины не делал.
Больше ничего за этот день не успел.
Итог за день
- Время: 4 часа
- Деньги: 5909 руб
Всего за проект
- Время: 98 часов
- Деньги: 31655 руб