Найти тему
Две империи

Судзуки Харунобу — первооткрыватель цветной гравюры

Две девушки читают Вака «японская песнь» поэта Фудзивара-но Асатада. Гравюра Судзуки Харунобу. 1760 г.
Две девушки читают Вака «японская песнь» поэта Фудзивара-но Асатада. Гравюра Судзуки Харунобу. 1760 г.

Судзуки Харунобу (яп. 鈴木春信; 1725–1770) - японский художник в стиле укие-э, первый кто выпустил полноцветные гравюры в 1765 году. Такие гравюра стали называть нисики-э 錦繪, то-есть парчовый рисунок.

О ранней жизни Харунобу известно немного. Он был из самурайской семьи, настоящее имя художника — Ходзуми Дзиробэй. Он родился в Эдо (современный Токио). Художественное образование получил в школе Кано - крупнейшей в истории японского изобразительного искусства. Однако самое сильное влияние на Харунобу оказал художник и гравер Нисикава Сукенобу, который, возможно, был непосредственным учителем Харунобу.

Молодая женщина любуется белым кроликом
Молодая женщина любуется белым кроликом

Самыми плодотворными оказались годы незадолго до смерти художника, между 1765 и 1770 годами Харунобу создал около 600 цветных гравюр и 20 книг, иллюстрации к которым созданы в технике укие-э. Ведь именно в 1765 году мастер впервые применил новую технику производства гравюр при создании календаря.

Пара под зонтиком в снегу
Пара под зонтиком в снегу

В немалой степени появление новой технологии произошло благодаря богатым заказчикам Харунобу. Не будучи ограниченным в деньгах, он создавал свои гравюры, используя только лучшие материалы, которые он мог себе позволить. Мастер экспериментировал с лучшей древесиной для деревянных блоков, используя древесину вишни вместо катальпы, использовал не только самые лучшие и дорогие краски, но и не экономил их, более плотно нанося, чтобы добиться насыщенного эффекта.

И самое главное, то что благодаря богатым клиентам, мастер мог позволить себе использовать как можно больше отдельных деревянных блоков для одного изображения, число которых доходило до десяти. Новая техника применялась благодаря специальным насечкам и клиньям, которые удерживали бумагу на месте для нанесения последовательных цветных отпечатков.

Юноша играет на флейте
Юноша играет на флейте

В работах художника преобладают бытовые сцены — герои его картин разговаривают, прячутся от дождя, читают. Лица персонажей мало индивидуализированы, это не столько конкретные люди, сколько обобщенные типы — домохозяйки, две-три подружки, водоносы, уличные торговцы, борцы сумо, гейши, мальчишки-курьеры. Женщины — обычно какого-то одного возраста, достаточно молодые.

Особо стоит отметить Харунобу как мастера, работавшего в стиле Бидзинга 美人画, "изображений красивых людей" — общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии.

В Синагаве восходит Луна
В Синагаве восходит Луна

Так же мастер одним из первых начал писать в 1760-х годах портреты актёров театра кабуки. Как и многие художники того времени, Харунобу также создал ряд работ в жанре Сюнга 春画, "весенние картинки" - эротические гравюры укиё-э.

Сексуальное домогательство, из книги "Модный, похотливый Мане-Эмон", 1770 год. ...эм, ну да, куда же без котиков ))
Сексуальное домогательство, из книги "Модный, похотливый Мане-Эмон", 1770 год. ...эм, ну да, куда же без котиков ))
Женщина стоит на веранде
Женщина стоит на веранде
Зажигание лампы-Зарево заката. Из серии "Восемь видов гостиной"
Зажигание лампы-Зарево заката. Из серии "Восемь видов гостиной"
Мыльные пузыри под цветущей сливой
Мыльные пузыри под цветущей сливой
Гейша и ученица
Гейша и ученица
Два дерущихся мальчика
Два дерущихся мальчика
Две девушки в ветреный день
Две девушки в ветреный день
Девушка вылавливает из реки цветок сливы
Девушка вылавливает из реки цветок сливы
Две девушки и юноша в чайном доме на веранде с видом на море
Две девушки и юноша в чайном доме на веранде с видом на море
Девушка любуется ночью цветущей сливой
Девушка любуется ночью цветущей сливой
Девушка пытается остановить своего возлюбленного,  держащего в руке порванное любовное письмо
Девушка пытается остановить своего возлюбленного, держащего в руке порванное любовное письмо
Две девушки разговаривают, пока малыш играется с золотыми рыбками
Две девушки разговаривают, пока малыш играется с золотыми рыбками