Свою «Декларацию» они опубликовали в 1919 году, когда каждому из участников группы было едва за двадцать. Вадиму Шершеневичу исполнилось 26, Александру Кусикову 25, Сергею Есенину 23, Анатолию Мариенгофу 21. Присоединившихся вскоре Ивана Грузинова, Матвея Ройзмана и Николая Эрдмана уже будут звать «молодым поколением имажинистов» - хотя, казалось бы, куда моложе! Но в эпоху бурь и революций, зарождения молодого века и молодого (притом небывалого доселе!) государства иначе, наверное, быть не могло. Дети своего времени, в силу неслыханных перемен в стране оставленные без присмотра «взрослых» общественных традиций и ограничений, они явили миру апофеоз детского поведения – любопытства, энергии, жажды узнать все и попробовать себя во всем, от дурацкого озорства до высокого творчества. Конечно, дело тут было не только в возрасте, но и в таланте.
Дарований им было отпущено немерено, многогранно и многообразно, к тому же именно «образ» (от лат. imago, фр. и англ. image) стал средством и целью творчества каждого. А также формой и способом существования, ежедневным событием: ведь чтобы написать стих, уже надо «быть в образе». А тем более – прочитать его перед публикой, или представить читателям свой новый сборник, или провести поэтический вечер, или «акцию», то есть не поэтическое или художественное мероприятие, а нечто эпатажное, вроде лозунгов на стенах Страстного монастыря или расклейки прокламаций о всеобщей мобилизации – только не на войну, а в ряды поклонников нового искусства.
Каждый из имажинистов создал свой образ – яркий, смелый, вызывающий, ни на кого не похожий. А в целом имажинизм в России стал серьезным культурным явлением, несмотря на то что его явное существование длилось всего десять лет, а затем смелое, не управляемое «сверху» течение надолго оказалось под спудом совсем другого творческого метода. Но благодаря труду исследователей-эрудитов, ценителей смысловых и вкусовых изысков, реставраторов и хранителей литературных и биографических сокровищ мы сегодня можем видеть практически все богатство своего культурного наследия.
Сказанное в полной мере относится к «Азбуке имажинизма» Людмилы Ларионовой (кандидат исторических наук, зав. Отделом истории книжной культуры ГПИБ). Издание альбомного формата, выпущенное как путеводитель к выставке «Главные хулиганы Москвы» в Галерее на Елоховском, можно смело счесть полиграфической версией целого музея – Музея Имажинизма (пока не существующего). Это замечательное произведение с рассказами о главных русских имажинистах, о знаковых событиях в их судьбах и в бурной-культурной жизни Москвы 20-х годов прошлого века. Иллюстрации восхитительны, заманчивы, да еще и сверстаны так, что придется повторить: создается впечатление развернутой наглядной экспозиции! Лауреатом ежегодного международного конкурса "Образ книги" в номинации "Лучший дизайн книги" «Азбука имажинизма» стала более чем заслуженно.
Книга продается с бесплатным приложением – стикером для посещения Галереи на Елоховском на два лица.
Ларионова Л.Г. Азбука имажинизма. – Москва: «Бослен», 2023. – 96 с., ил.
Материалы по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него . Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.