Солдаты и офицеры гитлеровской армии прославились на весь мир как кровавая банда убийц, грабителей и насильников. (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 ноября 1941 год, (ТАСС).
Не хватает слов, чтобы описать все пытки и страдания, которые приходится переносить населению районов, временно захваченных врагом. Понеся огромные потери, встречая все более и более сильное сопротивление Красной армии, видя неизбежность длительной затяжки войны, в страхе перед суровой русской зимой и перед развивающимся партизанским движением в тылу, — немецко-фашистские мерзавцы мстят всем, кто только попадет безоружным в их руки. Месть негодяев обрушивается на военнопленных.
Вот что рассказывают об обращении с военнопленными бежавшие из фашистско-немецкого плена.
В г. Порхове пленные командиры и красноармейцы находятся постоянно под открытым небом, в дождливую погоду им негде укрыться, спят они (в ноябре!) на сырой земле. Рано утром их поднимают ударами палок или дубинок и выгоняют на работу — ремонт дорог или рытье картофеля. Заболевших или ослабевших забивают палками до смерти. Кормят пленных утром и вечером грязной водой с зеленой тиной, называемой «супом», иногда - мелкой картошкой. Хлеба и соли не дают. Работающие на копке картофеля приносят его иногда с собой и пекут на кострах. Как только наступает темнота, раздается предупредительный выстрел и, если костры немедленно не будут погашены, охрана стреляет по сидящим у костров. Во время работы охрана, состоящая из финских и немецких солдат, непрерывно подгоняет плетью, не давая ни минуты передышки.
Пленные истощены до последней степени и часто умирают от истощения. Тиф, дизентерия, воспаление легких уносят их в могилу, тем более, что они лишены какой-бы то ни было медицинской помощи. Ко всему этому их жизнь находится полностью во власти любого фашистского солдата.
Бежавший из захваченных врагом районов рабочий-строитель А. Д. Сухов видел, как один красноармеец из группы военнопленных, которых гнали на ремонт дороги, заметив на обочине дороги кочан капусты, быстро нагнувшись, схватил его. Подбежавший конвойный изо всей силы ударил пленного резиновой дубинкой по затылку, а когда он упал, вторым ударом добил его и бросил посреди дороги.
«Условия жизни пленных таковы, — рассказывает вернувшийся из фашистского ада Д. Монин, — что больше 2—3 месяцев в немецком концлагере не выживешь: или убьют или помрешь с голоду и от болезней».
Наши герои-бойцы дерутся до последней капли крови, предпочитая смерть фашистскому плену. Даже попадая ранеными или при других чрезвычайных обстоятельствах в плен, они не сдаются, свято храня данную ими присягу.
Дравшийся храбро, до последнего патрона красноармеец Челухин был захвачен группой навалившихся на него фашистов.
— Вы откуда? — спросили его на допросе.
— Я отсюда, — ответил он.
Дальше произошел такой разговор:
— Какая часть дерется против нас?
— Не знаю.
— Зачем ты сюда попал?
— Я нахожусь на своей земле. А вот вы зачем сюда попали?
Разгневанные палачи вывернули Челухину руки, ноги, разорвали ноздри, разбили нижнюю челюсть, изранили голову и грудь. Но Челухин не выдал врагу ничего.
— Сколько вас дерется против нас?— Снова и снова спрашивали фашисты.
— 193 миллиона человек, — мужественно ответил красноармеец.
После этого последовали снова пытки, пока Челухин не потерял сознание.
В таком тяжелом состоянии и нашли Челухина красноармейцы, отбившие наступавших на данном участке немецких захватчиков.
Каждый красноармеец, каждый советский гражданин должны знать о зверствах, которые чинят гитлеровские мерзавцы над пленными, больными и ранеными.
Каждый воин Красной армии должен драться за свою родину до последней капли крови.
Победа или смерть! — вот лозунг, с которым идет в бой за свою великую родину против фашистских зверей каждый советский гражданин.
Актриса еврейской национальности, игравшая в моём фильме, утром перед очередным съёмочным днём, рассказала свою историю, которая по своему заставила съёмочную группу настроиться на воплощение сценарного замысла.
Семь лет она училась актёрскому мастерству в Германии. Семь перспективных лет! И вдруг - неожиданное возвращение в Москву.
Однажды я проснулась от треска мотоциклов под окнами. Мотоциклисты остановились не заглушив моторы и стали переговариваться между собой. Холодный пот, липкое одеяло и ужас, будто это Конотоп 1941 года. Я пытаюсь прислушаться к их разговору и неожиданно понимаю, что я на какое-то мгновение забыла немецкий язык, а на языке застыло одно слово мама!.. В тот день я решила вернуться на Родину - в Россию. Германия на генном уровне - враг и жить там - преступление перед теми, кто был замучен немцами.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1941 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.