Найти в Дзене
mediametrics

Александр Песков: «Надо думать о других больше, чем о себе»

Оглавление

Александр Песков, пародист, актёр, певец и телеведущий

Я родился в Коряжме, в Архангельской области. Мама приехала в этот город в 1949 году. Она одна из первых девчонок-комсомольцев приехала (тогда была стройка бумажного комбината союзного значения). Сегодня ей 92 года.

Она участвовала в самодеятельности. И когда в 1962 году я родился, оставлять меня было не с кем, и она брала меня на все репетиции. Я всегда слышал музыку, видел танцоров, и я приучился к этому. Когда я стал взрослеть, первая моя звездная роль — я был Новым годом, а папа Дедом Морозом. И так каждый год, все елки.

И мне, видимо, понравилось уважение людей, их любвеобильность, в 6 лет я вышел на сцену нашего Дома культуры.

Отец тоже был в самодеятельности, в фотостудии занимался, потом в киностудии. То есть я был в мире самодеятельного искусства.

В 6 лет я сказал папе, что буду артистом. Даже проблем не было с выбором профессии. Я к этому шел все 10 лет школы, занимался в кружках. Для меня самое страшное было, когда меня не пустят на репетицию. Если принесу тройку, двойку, плохое поведение — меня не пускали. Так я из окна прыгал со второго этажа, лишь бы во Дворец пионеров попасть.

После восьмого класса я решил стать актером театра и кино и уехал в Ярославль. Перед этим мама спрятала все документы, чтобы я не мог поехать. Но папа-то помнил, что сын ему в 6 лет сказал, что будет артистом, фамилию Песков все будут знать. И так получилось, что папа сделал все дубликаты втихую от мамы и вывез меня в город Ярославль, где я поступил в театральное училище.

Но прямо сразу и ушел. Обиделся на учительницу, которая по ИЗО мне поставила двойку, хорошая тетка была, с «Беломором». Но самое судьбоносное было другое.

Была такая заслуженная цирковая артистка Альбина Зотова, иллюзионистка. Она приехала на гастроли, и надо же мне было пойти, а я уже студент театрального училища. И я пошел в цирк, а ее супруг из великой династии Ширманов работал клоуном у нее в программе. И мне он так понравился, что я на следующий день забрал документы. Решил вернуться в школу, закончить 10 классов и поступать в цирковое училище, что и сделал.

Мама была счастлива — два года ребенок с ней. Но потом уже некуда деваться было после десятого класса, и мы с Женькой Кулешовым поехали поступать, он на офицера, а я в цирковое.

Отец меня оставил у порога и уехал. И вот я один в 7 утра, подошли педагоги и сказали, что у вас возраст, вам надо в армию идти. Я сказал: «Не пойду, мне учиться хочется». Все-таки с третьего курса меня забрали в армию. Я гвардеец Таманской дивизии, прошел два года службы.

Я рисовал всю жизнь, и меня определили в «секретку» - карты и так далее. А потом ко мне подходит командир и говорит: «Песков, тут ансамбль песни и пляски есть», — а когда-то Людмила Георгиевна Зыкина начинала это мероприятие, ансамбль песни и пляски Гвардейской Таманской дивизии.

У нас во взводе были все цирковые, которые уже закончили училище. Два года я с удовольствием тащил это «бремя». Армия оставила неизгладимые впечатления. Всякое было, и медсанбат, и приступы по здоровью, и дедовщина, которую в моем взводе удалось искоренить. А я был сержантом, 25 человек было в подчинении. Хотя приходилось тяжело, тем не менее я это сделал.

-2

«До свидания, цирк»…

Потом возвращение в цирковое училище, третий курс. И я «ломаюсь». В двух местах. Сальто-мортале делал. Сам виноват, педагог здесь ни при чем, он так испугался, и куда деваться? Но из-за травмы меня отчислили из училища,

Вытяжка, год лежал. А потом надо было деньги зарабатывать, и я уехал в Коряжму к маме. Там тоже были проблемы, она упала с поезда, поломалась, и получились два калеки в доме. Бабушка за нами ухаживает (отец ушел из семьи), и мы вытащили друг друга.

Ответ на вопрос, как выползти из этой ситуации — это родственники. Только самые близкие люди могут помочь, все отдать, лишь бы у тебя было хорошо. Поэтому я безумно благодарен бабушке и маме. Хотя все в слезах и в соплях были.

Чуть-чуть о семье

Потом я пошел в театр в городе Котлас устраиваться на работу. И у женщины, которую встретил при входе, спросил, где дирекция. Она окинула меня взглядом, и на следующий день мне дали кликуху в театре – «Пескоструев». Это она дала. Но она же не ожидала, что я ей отомщу — я женился на ней. Молодая, красивая, ведущая актриса театра, просто ее все боялись.

Через годик родилась Дашка, и потом пошло-поехало: три филармонии, Пермь, Калининград, Москва...

Галина очень хорошая актриса, Прошли годы, я стал артистом, трижды разводился с ней, трижды сходился. Все официально, в ЗАГСах на нас смотрели и ржали — зачем?

Но еще сложности были. Галя заболела. Рак, работать нельзя, четыре химиотерапии, было страшно. Тем не менее сняли все запреты, и она опять преподавала детям театральное искусство, а потом уже на пенсию вышла. Так что все хорошо, прошло уже 23 года.

-3

Был юбилейный вечер в госпитале Бурденко, где ее оперировали. Меня пригласили, а я шефствую над этим госпиталем, мы даем концерты для солдат, и потом решили банкетик устроить. И идёт доктор, который Галину лечил. Грустный, на меня смотрит. А я говорю: «Вы Бог», — он ничего понять не может: «Жива.» — «Как жива? Я давал три месяца, просто не мог сказать».

Так что только самые близкие, родные могут помочь в этой ситуации. Как-то я стоял на улице, женщину в колясочке катила то ли дочка, то ли кто, во всяком случае этой женщине было комфортно. Только родственники могут помочь, поддержать. Если есть друзья, конечно, это здорово.

О возвращении на сцену

В общем, получилось вернуться на сцену. Больше нечем было заниматься, я больше ничего не умел. Рисовать, петь - это все «не пошло», я же хотел быть публичным, на виду.

Клоун — хорошая профессия, считается самой мудрой в цирковом искусстве. Радостная. Это цирк, манеж, свет, музыка, конечно, уникально, и я до сих пор не могу без цирка жить.

Кстати, училище я всё-таки окончил. Я самый долгий студент в стране — я поступил в 1979-м, закончил в 2001-м, у меня уважительная причина, травма. Спасибо Валентине Савиной, директору училища, которая пошла в Министерство культуры, добилась разрешения завершить мне год, и я этот год приходил на занятия, учился, и дипломом была моя программа.

Я всем студентам и педагогам показал, на что они меня выучили. Прошли годы, они уже гордились мной, уже все было понятно, но я вышел на экзамен, все доказал. Валентина Михайловна говорит: «Зачем тебе это надо, все же знают тебя? — «А как же экзамен?» И я полтора часа работал свой спектакль в манеже.

Сейчас, когда на гастролях в городах спрашивают: «На какой площадке?» — я говорю, что если есть возможность, только в цирке. А если нет — тогда давайте концертный зал. Я умею работать в цирке, потому что там круговая панорама, и надо уметь это делать. Не каждый драматический актер или певица может.

«Рецепт» ярких костюмов

У меня Оля Пискарёва уже 29 лет возглавляет пошивочный цех. И все костюмы, которые вы видели, это все она, Оленька.

Два платка можно купить, и летний костюм готов, копейки стоит. Когда выезжал на гастроли в Америку, в Майами, там обыкновенные платки яркой расцветки. Я уже сколько лет хожу в этих костюмах все лето! То есть я их накупил за 3 доллара в те времена.

Олейникова, актриса такая есть, поехала в Казань: «Санька, тут выставка тканей, платков». Я говорю: «Быстро бери!» Она накупила по 10 рублей платков, я нашил себе костюмов. Все лето в них хожу по улицам, на все вечеринки, а зимой хожу по дому. Год относятся, и я другие шью.

Ценность семейных традиций

Новый год, самая главная традиция — в лес за елкой с папой, ждал, когда лыжи дадут, и мы пойдем. Он талончик купит на разрешение на вырубку елки, и мы идем в лес, смело выбираем елку, потом он тащит, я ему помогаю, мама лепит пельмени, а мы наряжаем елку, это традиция. Естественно, все дни рождения, это обязательно домашние концерты, все поют... «Прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати» — это просто как Отче наш. Или «Течет река Волга» - я ее на сцене пою, а когда-то слышал дома.

Мы были воспитаны на добрых фильмах, ностальгия по этим временам.

У современной молодежи на это времени нет, они в телефонах сидят, я не понимаю этого. Почему мы упустили некоторые поколения, а уже два-три упустили? Потому что очень быстро стала развиваться «техническая часть». Родители заняты, им надо детей воспитывать, кормить, а в 1990-е тяжело было, не до детей, а рожать хотелось. И когда пришли времена, когда «на тебе игру», «на тебе телефон», не надо книжки читать, только отвали — вот почему все произошло, это мое личное мнение.

Мы со сказок начинали, Шарль Перро, у меня была книжка необыкновенной красоты «Золушка», «Спящая красавица», я тянулся к этим книгам. А чистописание, как надо было выводить буковки, поэтому у нас красивый почерк, а сейчас нельзя понять, что пишут.

Вернуть бы хоть что-то для воспитания ребенка, это было бы здорово, это просто необходимо.

Всем двором гуляли, все друг друга знали: «Васька-то твой ушел, за гаражи пошел курить, небось». С улицы кричали: «Вовка домой пошел, Петька, тоже давай». А сегодня не знают соседей, вот в чем проблема, общения нет, родственники перестали общаться А иногда надо просто позвонить, а не картинку послать.

-4

«Детство во мне ещё играет»

Есть у меня любимая игрушка, кукла, Александр Третий. Это как талисман уже. Он везде со мной, особенно в гримерке, или, когда я пошел на сцену, он сидит за кулисами.

Это маленький человечек, подарила его моя фанатка из Сибири, глухонемая. Она приезжала на концерты, читала по губам, и однажды привезла этого «ребенка», с которым я везде. Детский сад, можно обо мне так сказать, но это трогательно. Я когда сажусь в самолет, в бизнесе два места, я его сажаю рядом, и стюардессы, не договариваясь, тоже ему еду несут — пироженку, чай поставят. Его надо видеть, он живой, и у него уже куча друзей вдоль кровати: тигренок, мишка, домовушка, второй мишка, и моя ученица из циркового училища подарила ему друга папуасика.

Скажут, совсем уже на старости лет Песков с ума сошел. Просто детство еще во мне играет.

Что хочу пожелать...

В любом возрасте это не помеха, надо начать с уважения друг к другу, и какой бы человек рядом ни был, если ты о себе думаешь, что ты мудрее, так научи его, а если ты думаешь, что ты намного больше успел, так помоги ему. Надо начать с себя, оценить, на что ты способен в этой жизни и что ты можешь отдать, как ты можешь себя предложить, как ты можешь свою судьбу предложить, и не надо стесняться этого, а наоборот, проявить к себе уважение за это. Чем больше ты сделаешь людям, тем больше ты будешь себя уважать, когда ты будешь оставаться с самим собой, не гордиться собой, а уважать.

Самое главное у человека — это прежде всего сердце, душа, а потом уже мозги, а может наоборот, кто его знает, кому как надо.

-5

По материалам программы «Цена успеха» на Радио Медиаметрикс

-6