Найти тему
Валерий Грачиков

Фабрика шедевров

Более тысячи огромных картин сами себя не нарисуют. Даже если ты рисуешь быстро, ловко и талантливо. Тем не менее Питер Пауль Рубенс как-то справился с этой задачей. А как ему это удалось?

Не так давно, пару лет назад много обсуждали, что анализ рубенсовской картины «Самсон и Далила» из Национальной галереи в Лондоне с помощью искусственного интеллекта дал странный результат – «Это НЕ Рубенс». А чья же это тогда работа?! Да Рубенс, это, Рубенс. Только не как художник, а как бренд. Примерно как яйца Фаберже, которые на самом деле сам Фаберже ни одного не сделал. У более близкого к нам по времени Фаберже имелась ювелирная мастерская. А у Рубенса – художественная. И он в ней поставил на поток производство шедевров.

Именно так и получались многие шедевры:

✅Маэстро задумывал какой-то сюжет.

✅Потом делал эскизы.

✅А дальше в дело вступали помощники. Один специализировался на траве, другой – на конях, третий на мужских фигурах, четвертый – на красавицах в рубенсовском стиле.

✅Маэстро как хозяин предприятия в это время наблюдал, давал советы, поправлял, так, как считал нужным.

✅На финальном этапе вносил свои штрихи, детализацию, мог сам прописать лица, что-то поправить. И самое главное – поставить автограф, который и определял цену картины.

-2

А потом, через много лет искусственный интеллект сообщал искусствоведам – «Это НЕ Рубенс». Видно, при работе над этой картиной мастера сработали так хорошо, что самому автору ничего и поправлять не пришлось.

Вот и сообщает Вадим Садков, куратор выставки «Под знаком Рубенса», в интервью "Известиям":

«… У Рубенса, даже если мы возьмем его картины в крупных музеях, большеформатных (свыше двух метров) полностью собственноручных работ просто не существует. Картины меньшего размера, где Рубенс работал сам, можно пересчитать на пальцах двух рук…»

Плохо ли это? То, что Рубенс на самом деле может оказаться не Рубенсом, а, например, Йордансом?!

Нет. И вот почему.

Во-первых, Рубенс никогда не скрывал того, что над картинами работает не он один, а мастерская. Те, кому было принципиально, чтобы заказ выполнил именно он сам – оговаривали это отдельно и платили по особому тарифу, как это делала французская королева Мария Медичи.

Во-вторых, сами художники ничего такого в том, что они работают, а Рубенс раздает указания и ставит подписи на картинах не видели. К нему в мастерскую очередь из желающих поработать стояла. Почему? Да потому что имелась возможность много чему научиться. Рубенс и сам был огромным талантищем, и умелым начальником, и хорошим учителем, да еще и отличным бизнесменом – продавать свое имя и картины он умел как никто. Поэтому устроившись к Рубенсу можно было и мастерства набраться с опытом, и иметь постоянный поток заказов, потому что отбоя в клиентах не было почти что никогда. Несмотря на все бесконечные войны той эпохи.

-3

Поэтому в Антверпене получилась фабрика шедевров.

А результаты ее работы мы теперь восхищенно разглядываем в музеях, приходя посмотреть Рубенса.

Точно также как восхищаемся яйцами Фаберже, на самом деле сделанными Михаилом Перхиным и прочими ювелирами знаменитой фирмы.

А в литературе лучший пример такого рода – Александр Дюма. Да, у него тоже имелись помощники, которых в наше время принято называть «литературными неграми». Вот только сам Дюма обрабатывал за своими помощниками заготовки так, что из обычных вещей получались шедевры.

Вот и с Рубенсом также. Кто знает, стали бы картины его мастерской без его финальной обработки перед передачей заказчику знаменитыми шедеврами.

---------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.