Великое видится на расстоянии. Без шестой части два века, минувших сегодня со дня рождения художника Константина Маковского — достаточная временна́я дистанция для того, чтобы оценить величину его таланта. Масштаб влияния на развитие отечественной школы живописи.
Полотно «Воззвание Минина» подойдёт для этой цели как нельзя лучше. Вот уж где слова «величие» и «масштаб» сами просятся на язык при одном беглом взгляде на композицию. Поворотное событие русской истории подано воистину грандиозно и монументально, как и подобает моменту.
Критики из числа именитых коллег Маковского утверждали, что работе недостаёт психологизма; что увлечение мастера деталями антуража и играми оттенков мешает качественному раскрытию драматургии. Но даже самому пристрастному критику не случилось утверждать, что при всей своей выраженной идеализации «Воззвание Минина» лишено художественной правдивости или исторической ценности. Чего стоит одна только проработка сотни лиц героев этого произведения. Полный спектр человеческих чувств — на одной гигантской картине! Именно этого и добивался художник, задавшийся целью отправить своего зрителя в далёкое прошлое, будто на машине времени. Для того и выписывал с любовной старательностью «физику» тканей и металлов... Для того и поделил композицию на сепарированные при помощи света и пространства компоненты. Автор позволил своей аудитории поочерёдно «присутствовать» при множестве отдельных событий, не пересекающихся друг с другом напрямую. Вот гражданин Минин произносит пламенную речь; в это время купеческая чета вносит свою — финансовую — лепту в дело освобождения Родины; а вот к собравшимся присоединяются всё новые горожане. Все они действуют с общей целью, но совершенно различным образом. Привнося свежую энергетику, новый ритм и темп в общее повествование.
Картина выполнена в приглушённых тонах, и именно этим более всего нетипична для творчества Маковского. Но в этом са́мом умении переступить через собственные эстетические предпочтения ради успеха конечной задумки мы видим лишь ещё один признак выдающейся личности.
Огромный эксперимент, который удался. Изящество малых деталей, сложившееся в цельную мозаику достоверности. Амбициозные задачи, для решения которых потребовались и были реализованы смелые новаторские идеи. Всё это в равной степени относится как данной конкретной картине Константина Егоровича Маковского, так и ко всему его творчеству в целом.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться
Почитать еще: