Картина «Недовольный художник» была написана венгерским художником Йожефом Борсосом (1821–1883).
Почему художник сидит в своей мастерской с таким суровым выражением лица и почему уничтожает свои работы?
Объясняется это одной из рецензий, опубликованных во время выставки картины в Пеште, Венгрия, в 1852 году: неоцененный миром огорченный художник изливает свое отчаяние.
Романтический стереотип непонятого великого художника, фигурирующий в бесчисленных рассказах, романах и образах, уже был обычным явлением в то время.
Люди были очарованы якобы эксцентричными личностями художников с древности, но XIX век придал этому явлению новое значение.
С ростом рыночной экономики художники были вынуждены принять новые правила игры. Вместо того, чтобы выполнять заказы отдельных богатых покровителей, им пришлось обратиться к публике в целом, выставляя свои работы и надеясь, что их купят.
Распространенной жалобой было то, что новая система отдала художников на милость общественности, считавшейся необразованной и поверхностной по вкусу, в отличие от утонченных аристократических покровителей прежних веков.
Утешением стала идеология романтизма, согласно которой работы настоящего художника являются в высшей степени оригинальными произведениями его несравненного гения. И если они не находят отклик у «масс», причина этого в неспособности этих «обывателей» уловить их уникальность.
Парадоксально, но популярные рассказы о непонятых гениях с энтузиазмом поглощались той самой публикой, которая якобы отвергала и высмеивала их.
Несмотря на то, что XIX век был временем становления современного художественного мира, который был неотъемлемой частью нового общественного строя, а художники, принимавшие участие в его строительстве, безусловно, были наделены необходимыми социальными навыками, понятие художник как аутсайдер преобладал в народном восприятии.
В конце концов, художник может быть вознагражден обществом успехом и богатством, но если это общество по своей сути не способно по-настоящему оценить его, то его дары ничего не значат; художник все еще может быть неправильно понят.
Художник, изображенный на картине Борсоса, вполне обеспечен: он одет в бархат, и его мастерская, кажется, полна драгоценных предметов, но все это его не удовлетворяет.
Настоящий успех нельзя пощупать.
Искусство — это не то, за что нужно платить деньгами — в него нужно верить и почитать его, как религию.
Это приводит нас к типичному для 19 века явлению: культу художников.
Общество, которое якобы неправильно понимало и оскорбляло художников, компенсировало это щедрыми почестями.
Некоторые из них были организованы в память о великих мастерах прошлых веков, но все чаще они также чествовали живых.
Многие успешные художники жили в роскошно обставленных домах, подходящих для приема своих поклонников; даже их мастерские были оформлены скорее как изысканные салоны, чем как простые рабочие места.
Наиболее характерным примером такого «художника-принца» был австриец Ганс Макарт.
Из венгерских художников лучше всех соответствовал этой роли Михай Мункачи: живя в окружении, похожем на Макарта, в своем дворце в Париже и устраивая роскошные вечеринки, его прославляли всякий раз, когда он приезжал в Венгрию.
В 1900 году, когда он умер, его похороны в Будапеште стали огромным общественным событием. Однако, как мы видели в статье о Мункачи, такое благоговение может стать большим препятствием для более глубокого понимания работ художника.
Культовое мышление не заканчивается поклонением; оно также включает в себя и специфичные рассуждения об искусстве и художниках.
Если искусство должно почитаться, то кто мы такие, чтобы анализировать его?
Вместо этого он истолковывается в квазирелигиозных терминах, с которыми невозможно спорить. Надо либо полностью поверить в художника, либо отвергнуть его с мятежным вызовом.
Продолжение: