Что бы вы ответили психологу, который предложил вам разложить вашу проблему на картах? Наверняка, вы бы сразу решили, что он таролог-шарлатан и… были бы неправы, так как вы встретились с метафорическими ассоциативными картами.
Первая метафорическая колода была нарисована в 1975 году канадским профессором искусствоведения Эли Раманом, который изначально не собирался никого лечить, а был нацелен на культурное просвещение масс. Он хотел вывести искусство из галерей и приблизить его к людям.
Однако, в 1983 году колоду увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и применил ее в психологической практике. В итоге первая метафорическая колода получила название, звучащее как «Ох», такое название отражало спонтанную реакцию человека на вытянутые карты в стиле «Ох, это же точно про меня».
Сегодня кроме этой колоды существуют и сотни других, а каждая колода карт создана совместно психологом и художником.
[youtube]https://youtu.be/9iF28s7tcQo[/youtube]
Механизм работы
Проективные карты – это наборы карточек из плотной бумаги с рисунками или фотографиями способные вызывать неоднозначные ассоциации в связи со своим содержанием.
Работа с метафорическими картами построена на закономерностях нашего восприятия и стремлении к проекции того или иного внутреннего материала во вне.
Как показали когнитивные и гештальтпсихологи, наша интерпретация неоднозначных стимулов во многом определяется нашим предыдущим опытом, а также нашими текущими потребностями. Проще говоря, если вы чувствуете себя загнанным в угол, то велика вероятность, что в изображении курицы вы увидите птицу, запертую в клетки, а если сильно хотите есть, то, скорее всего, увидите в ней блюдо, которое можно подать на стол.
При этом, другим важным механизмом при работе с картами является возможность обхода психических защит, потому что человеку намного проще объяснять, что по его мнению изображено на карте, чем прямо говорить о своих проблемах.
Карты позволяют перевести мышление человека в разряд образного и метафорического, а это, в свою очередь, позволяет выразить во вне свои проблемы, и, в тоже время, взглянуть на них по-новому, возможно даже отыскав то или иное решение.
На этом, а точнее, на инсайте и строится процесс терапии с помощью метафорических карт.
Колоды метафорических карт
Хотя сами карты и предполагают под собой неоднозначную интерпретацию, все же различные колоды обычно делаются под разные задачи, и так или иначе намекают на те или иные сферы психического бытия.
- Универсальные колоды. Универсальные колоды – это колоды с изображением образов, сценариев, характеров и эмоций, которые могут быть использованы при работе с большинством проблем. К ним кстати и относится та самая первая колода «Ох»
- Портретные. На картах изображены люди и животные, и они также подходят для работы с любой проблемой, однако, обычно их используют для описания клиентом самого себя и выяснения проекций, связанных с другими людьми. Сюда, например, относятся такие колоды как «Персона» и «Характер и личность».
- Ресурсные. Такие наборы карт изображают разные сценки, события, пейзажи и помогают человеку обнаружить в себе тот или иной ресурс. Например, сюда относятся колоды «Экко» и «Морена».
- Специальные. Наконец, выделяются специальные колоды, которые заточены под конкретные проблемы. Например, колода «Танду» ориентирована на проработку проблем в паре, а колода «Из сундука прошлого» предназначена для работы с детскими страхами.
Стоит понимать, что эти колоды не имеют самостоятельной ценности, важны лишь интерпретации человека. По большому счету, вы можете использовать и игральные карты или карты Таро, если они вызывают достаточное количество ассоциаций, собственно, поэтому карты Таро и работают в той или иной мере.
[youtube]https://youtu.be/rO2t1CGgyPw[/youtube]
Механизмы восприятия
В процессе работы с картами можно выделить несколько механизмов и этапов восприятия карт клиентом.
- Восприятие чувственных характеристик. Восприятие чувственных характеристик предполагает объективное описание того, что изображено на карте, например: «Вот на карте изображена тропа среди деревьев». Если человек концентрируется только на таком описании и не может уйти в образное, вероятно, что у него присутствует шизофрения, либо просто сильное сопротивлении терапии.
- Проекция. Все же большинство людей практически сразу переходят к проекции, выражая с помощью карт свои внутренние содержания. Например, так человек может описать, что, по его мнению, происходит в карточном сюжете и что чувствуют люди и животные изображенные в нем. Уже на этом этапе терапевт получает большое количество информации о клиенте.
- Сравнение. Сравнение – это вариант проекции, когда клиент уже начинает напрямую сравнивать то, что изображено на карте со своей жизненной ситуацией.
- Ассоциации. Ассоциация предполагает, что изображение на карте может вызвать и поток других ассоциаций, например, воспоминания о травмах прошлого или, наоборот, иной взгляд на проблему и идею о том, как ее решить.
Суть работы терапевта состоит в том, чтобы актуализировать данные процессы мышления, для чего он и задает различные варианты вопросов.
Техники работы с МАК
Надо понимать, что МАК принципиально отличается от Таро лишь одним моментом – то, что трактовкой карт занимается именно клиент, а не терапевт. Последний же лишь задает уточняющие вопросы, не направляя и не критикуя клиента.
При этом есть два способа работы с картами
- Вслепую. В этом случае сначала карты отбираются рубашкой вверх, а, затем, человеку приходится работать с тем, что он отобрал таким случайным образом.
- В открытую. При работе в открытую клиент рассматривает лицевые стороны карт и сам выбирает те из них, с которыми будет работать.
В целом все последующие техники могут быть реализованы как вслепую, так и в открытую. Самих же техник в МАК уже достаточно много, так как с помощью них можно исследовать практически, что угодно.
- Описание объекта. Описание объекта – это группа техник, где клиент с помощью карт рассказывает о том, что его волнует. Так в качестве объекта описания может быть выбран он сам, его отношения с кем-то или та или иная проблема. Клиенту предлагается выбрать пять карт из колоды, а затем поочередно рассказать, что эти карты отражают относительно выбранной темы. Часто терапевт задает дополнительные вопросы. Например, если вы выбрали карту в виде самого себя, у вас могут спросить: «Кто этот герой, изображенный на карте?», «Что он делает?», «Каковы его цели?».
- Мандала. В этой технике клиента просят выбрать карту олицетворяющую его проблему, а затем выбрать еще восемь карт и разложить вокруг первой. Далее, клиенту предлагается поочередно рассказать, что каждая из карт говорит о его проблеме. Таким образом, под конец, у клиента, скорее всего, появится новое видение и новые идеи.
- Шкалирование. В МАК может быть использована и своеобразная техника шкалирования. Для этого клиента просят выбрать карту, описывающую его проблемное состояние. После работы просят снова выбрать карту для описания состояния. Если и карта, и состояние принципиально изменились, работу можно считать успешной.
- Безопасное место. В МАК используется и аналог техники безопасного места. Для этого клиента просят представить место полное комфорта и безопасности, а затем выбрать соответствующую ему карту. Если в процессе работы клиент испытывает фрустрацию, он может снова посмотреть на эту карту, чтобы успокоится.
- Биография. Еще одним вариантом описания объекта является техника биография. Но здесь клиента уже просят выбрать карты, соответствующие его разным периодам взросления или важным вехам в его жизни. После того, как клиент сделал выбор, можно также спросить у него, что бы могли или хотели бы ему сказать герои на картах.
- Сон. Техника сон, судя по всему, составлена на основе терапии сновидений из гештальта, и предполагает, что клиент должен описать сюжет на карте, как будто он находится во сне. При этом он поочерёдно описывает свои действия и побуждения за каждого героя карты, например, сначала представляется учителем и описывает, что он делает и зачем, а затем учеником.
- Поиск решения. Помимо мандалы могут быть использованы и другие варианты поиска решения. Например, можно выбрать карту-проблему, а затем поочередно добавлять к ней другие карты, трактуя значение новой связи, которая также может дать новый взгляд на проблему.
- Свойства проблемы. Другой вариант поиска решения состоит в том, что мы достаём карту-проблему и описываем десять ее формальных характеристик, например, цвет или количество изображенных объектов. Затем каждая из характеристик трактуется как свойство проблемы и, исходя из этого ищется ее решение. В конце отбираются наиболее приемлемые варианты решения.
- Коучинг. Иногда МАК применяют как аналог коучинга, когда клиент проходит через все вопросы коучинга с помощью карт. Так, сначала он обозначает своё текущее состояние, затем желаемое состояние, затем шаги по его достижению и ресурсы.
- Рисунок. Эта техника предполагает, что вы вытягиваете карту, а затем кладете на ватман и дорисовываете так, как вам хочется. Это, в принципе, типичная арт-терапия, которая позволяет выразить чувства и эмоции.
Заключение
В целом, можно сказать, что метафорические карты – это вполне обычный проективный метод с элементами арт-терапии и образной терапии.
На сегодняшний день, по ним есть лишь единичные исследования эффективности. Однако, вряд ли они будут когда-то иметь полноценную научную обоснованность, так как критерии их эффективности часто не особо понятны, поскольку в большинстве случаев, МАК нацелены на то, чтобы просто поговорить о проблемах и лучше понять себя, так что они вряд ли могут служить полноценным методом борьбы с теми или иными расстройствами (собственно, и вся арт-терапия чаще применяется как вспомогательный метод лечения).
Более того, многие, казалось бы, научные основы МАК часто перечеркиваются ссылками на синхронию по Юнгу, в стиле того, что карты выбираются не случайно, даже если клиент отбирает их вслепую, но вряд ли этот принцип имеет столь важное значение в этом методе.
Также, в этом методе не менее важна коммерческая составляющая, ведь все те же интерпретации вы прекрасно можете делать и без карт, но почему-то вам необходимо покупать именно карты, которые запатентованы авторами (хотя, возможно, в каком-то аспекте они могут быть удобнее).
© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS)
Автор: Авдеев Павел Сергеевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru