Найти тему

Реабилитация реки после спуска водохранилищ

(Опубликовано в журнале"Астраханский вестник экологического образования" №4(26) 2013 г. Отредактировано )

Все волжские водохранилища рано или поздно придётся спускать. в этом уже нет сомнения. И тому несколько причин:

Первая - объёмы водохранилищ ежегодно уменьшаются на величину до 1% из-за отложений донного ила(до 4-х см. в год). Этот ил состоит из отмирающих сине-зелёных водорослей, каждое дето покрывающих поверхности водохранилищ слоем до 10-15 сантиметров. В ил так же ходит и пылевая эрозия из степных и горных берегов, а так же грунт от размыва берегов и отложения от коммунальных и промышленных стоков из населённых пунктов по берегам Волги.Всё это приведёт к тому, что ил займёт существенный объём водохранилищ и мощность ГЭС значительно уменьшится.

Вторая причина исходит из первой. В результате застоя вода в водохранилищах довольно быстро теряет свои питьевые качества. На сегодняшний день вода в Волге фактически уже не пригодна для питья даже после очистки её на специальных очистных сооружениях водопровода.Если сегодня произвести независимый и честный анализ водопроводной воды в городах Поволжья, то ни в одном городе она не будет соответствовать ГОСТу, потому, что с механическими и бактериальными загрязнениями современные очистные сооружения водопровода ещё как то справляются, а вот для очистки воды от растворимых химических компонентов загрязнений ещё не изобретено нужных технологий, и они постоянно накапливаются в практически стоячей воде водохранилищ и в тех же донных отложениях.Причём, когда концентрация "химии" в донных отложениях становится больше чем в толще воды, она начинает вымываться из них и переходит в воду.

Таким образом, первая причина ведёт к постепенному заболачиванию водохранилищ, начиная с мелководий от о,5 до 2-х метров (которых там до 40% общей площади), а вторая - к утрате питьевого качества воды для целого региона Поволжья, в котором проживает 68 миллионов человек - почти половина населения страны.

Третья причина - утрата уникального рыбного хозяйства Волги и Каспия, которое давало когда то стране 20% всей речной рыбы ( до плотин в Волге в год вылавливалось до 614 тыс. тонн , сегодня - 36,2 тыс.тонн) .Это хозяйство на сегодняшний день ещё можно возродить, но этот шанс исчезает буквально с каждым днём.

Четвёртая причина - объективная. Во всём мире идёт заметное обмеление рек из-за потепления климата и уменьшения количества осадков.Если эта тенденция сохранится, то существование волжских ГЭС окончательно потеряет всякий смысл.Их экономическая эффективность уже сегодня намного снижена. В общем объёме производства электроэнергии страны, объём её, производимый всем Волго-Камским каскадом ГЭС занимает менее 3%, а в Европейской части России - 8%.

И есть пятая причина и, пожалуй, она - самая главная. Наши российские люди всегда селились на реках, на речках, близ озёр, которыми так богата наша российская земля..В этом проявлялся характер россиянина, его мировоззрение, его способ устраивать свою жизнь.Медленно текущая река у русских людей составляла всегда часть их жизни, необходимый элемент её уклада Это лишь в 20-м веке наш народ "додумался" сливать канализационные стоки в ближайшую реку в расчёте на то, что река всё смоет, всё унесёт и останется чистой. До этого никому даже в голову не могло прийти сливать помои в реку. Самое большое, что могли себе позволить люди, живущие на реке, это помыться в ней или прополоскать выстиранную одежду - больше ничего.

К рекам у россиян всегда было особое отношение.Считалось неприличным даже плюнуть в реку. Чистота реки символизировала для них чистоту их жизни. И так было на протяжении тысячелетий..

И вот в 20-м веке всё это коренным образом изменилось. Создатели промышленных предприятий в городах пошли по ложному, а точнее сказать по преступному пути. Они стали сливать промышленные и коммунальные стоки в Волгу, уповая на так называемую "самоочищаемость" реки.Результатом таких действий уже через 10-20 лет появилась необходимость специальной очистки речной воды до питьевого качества.До этого воду для питья брали прямо из реки, а стоки из жилищ собирали в выгребах , а затем вывозили за город и выливали их в степи на солнышке, где они успешно испарялись.

Затем в 30-е годы 20-го века наступил 2-й этап "покорения"рек - создания на них гидроузлов со строительством плотин, ГЭС и грандиозных водохранилищ. Этим решались две задачи - получение "дешёвой" (как тогда казалось) электроэнергии и получение глубоководных путей для крупнотоннажного речного флота. Нисколько не задумываясь о последствиях, мы перегородили уже загрязнённые реки плотинами, фактически остановив их течение.

На первых порах полученная таким способом электроэнергия действительно способствовала развитию индустриализации страны, так как в то время ещё не было добычи газа, мало было нефти и угля и полученная на ГЭС электроэнергия была единственным решением. Грузоперевозки по рекам тоже были единственным путём перемещения большого количества грузов, особенно крупногабаритных и наливных.Но страна не стояла на месте.Появились тепловые электростанции, работающие на добываемом газе и именно они стали основным источником электроэнергии. Выработка электроэнергии всем Волго-Камским каскадом ГЭС -(13шт) сегодня составляет менее 3% от общей по стране.Развилась сеть железных дорог, появились могучие тепловозы, способные тянуть до 160 вагонов с грузом. Речной флот, таким образом, тоже утратил своё значение и стал сдавать объёмы своих перевозок (К слову сказать,объём перевозок речным флотом к 2012г.уменьшился до 142 миллионов тонн против 650 млн. тонн в 50-е годы.Сегодня речной флот на всех реках перевозит менее 1% всех перемещаемых по стране грузов). А река Волга тем временем превратилась в цепь тухлых озёр-водохранилищ.

И самое главное - народ понял, что без чистых рек у него теперь совсем другая жизнь - тухлая и безрадостная. Да и "дешевизна" электроэнергии, получаемой на ГЭС, оказалась мифом.Просто негативное воздействие плотин на реки - накопление ила в донных отложениях, ухудшение качества воды, исчезновение рыбы и плодородной земли речной поймы никуда не девалось, оно наоборот накапливается, а стоимость устранения этих воздействий гидроэнергетики никогда не включали в стоимость получаемой электроэнергии.

Таким образом плотины и ГЭС строятся всего на несколько поколений, пока эти негативные последствия не накопятся в таких объёмах, что дальнейшая эксплуатация ГЭС станет бессмысленной и опасной. Извлекая из работы ГЭС максимально возможную прибыль, гидроэнергетики сознательно не устраняют негативные последствия, оставляя их будущим поколениям наших потомков, что является в высшей степени аморальным. Что касается реки Волги, то губительные воздействия на неё работающих ГЭС и сброс в неё канализационных стоков достигли на сегодня такого уровня, что дальнейшая эксплуатация ГЭС уже представляется опасной для здоровья живущих на её берегах людей.

Так что пришла пора возвращать реку Волгу в исходное природное состояние и восстанавливать волжанам привычный для них образ жизни.

Реабилитация поймы Волги после освобождения от водохранилищ представляет из себя тоже не простую задачу.У нас в стране нет опыта такой реабилитации и придётся нарабатывать его.По правильной логике волжские водохранилища надо начинать спускать с самого нижнего - с Волгоградского. Это чтобы донные отложения, которые река начнёт смывать из своего основного русла, смывались прямо в Каспийское море, не суммируясь с такими же в нижележащих водохранилищах..Но на Волге сложилась особая ситуация с водохранилищами. Самое большое из них - Рыбинское. Во время его создания произошло следующее: Рыбинская ГЭС - одна из первых была задумана на 220 мегаватт мощностью.Для этого Рыбинское водохранилище должно было заполняться до отметки +98 метров.Но когда плотина была уже почти построена, вождю (Сталину) пришло в голову увеличить мощность ГЭС до 300 мегаватт, а для этого отметку уровня воды в водохранилище надо было поднять ещё на пять метров. Так и сделали, выселив ещё несколько сотен деревень и посёлков (и, кстати,утопили ещё и города Мологу и Калязин). Площадь водохранилища при этом возросла больше, чем вдвое (до 4580кв.км), затопив дополнительно 2000 кв.км. мелководий глубиной 1,5-2,0 метра. Сейчас Рыбинская плотина находится в предаварийном состоянии и идёт речь о частичном или полном спуске Рыбинского водохранилища.

На мой взгляд его надо спустить сначала на эти 5 метров. При этом обнажатся обширные мелководья, бывшие луга, достаточно плоская долина.Начинать спускать надо ранней весной, когда растает лёд, спускать очень медленно, чтобы донные отложения не устремились в основное русло Волги, а остались на месте. После спуска воды начнётся процесс высыхания освободившихся площадей. Слой ила на них по предварительным данным - от 20 до 70 см. При высыхании эта поверхность растрескается в виде среднеазиатского "такыра". Здесь очень важно не проследить срок и вовремя приступить к вспашке этих поверхностей (собственно можно не вспахивать плугом, а пройти дисковой бороной или культиватором). И нужно тотчас засеять эти площади многолетними луговыми травами.Сейчас освоена технология очень быстрого засева площадей семенами трав - так называемый "Гидропосев". Это когда семена трав смешиваются с оптимальным раствором удобрений, туда ещё добавляется гель для закрепления семян на поверхности почвы.Затем эта эмульсия загружается в гидравлическую установку и с помощью насоса и шланга разбрызгивается по поверхности почвы. Таким способом два оператора могут "засеять" в смену до 20 гектаров поверхности дна спущенного водохранилища На участках, где отложился только один песок следует перед вспашкой вносить немного чернозёма.или проводить другие мероприятия по восстановлению почвы Затопленная водохранилищами волжская пойма местами очень обширная, ширина водохранилищ от 5 до 20 километров. Поэтому всё водохранилище спустить сразу, а затем вспахать и засеять освободившуюся площадь травой не получится - слишком большая площадь.Поэтому спускать водохранилище надо так, чтобы берег за один сезон обнажался полосой с площадью доступной для обработки. ,Это очень важно. Нельзя оставлять площадь не вспаханную и не засеянную травами.Вспашка необходима чтобы разрушить структуру "такыра" и обеспечить доступ кислорода в толщу илового слоя, что совершенно необходимо для прорастания семян многолетних трав.Травы надо сеять соответственно в расчёте на сенокосные луга в будущем.Для этого надо заранее заготовить семена и средства обработки почвы. Причём, там где до затопления произрастала степная трава (полынь) надо сеять её, а там , где были луга надо сеять луговые многолетние травы, такие как:

Пырей, тимофеевка луговая, ежа сборная, мятлики, овсяница,
костёр,щучка луговая, перловник, полевица, душистый колосок,

Местные старожилы вероятно ещё помнят - где, что росло на затопленных лугах и надо воспользоваться их информацией - где сеять луговые травы, где прибрежную осоку , где сажать кусты и деревья. При образовании "проплешин" на засеянных лугах , их в тот же сезон необходимо повторно вспахать и засеять. Это очень важно. При этом - первые два -три года траву не стоит скашивать, пусть она отсеется естественным путём.

Волгоградское водохранилище меньше других подверглось загрязнению осаждающимися промышленными и коммунальными стоками потому, что на его берегах из крупных промышленных городов стоит только Камышин. Но за то оно - самое южное из всех и потому сине-зелёные водоросли в нём развиваются наиболее бурно.

Долина реки Волги от Волгограда до Саратова имеет в поперечнике террасовое строение. То есть отметка земи от полынной степи до основного русла понижается 2-мя - 3-мя ступенями по 6-9 метров. Так вот - спускать воду из Волгоградского водохранилища, восстанавливать и засевать дно надо по одной террасе в сезон.

Таким образом донные отложения по всему водохранилищу не уплывут в основное русло и останутся на месте, а восстановленная луговая растительность надёжно их закрепит.Причём, террасы, которые до затопления были лугами, следует в дальнейшем затапливать каждый сезон уже естественным паводком на 2 - 2,5 месяца в мае-июне. Одновременно с посевом трав на освобождённых террасах следует осуществлять посадку деревьев и кустарников. Рельеф речной долины с момента затопления мало изменился, кроме размытых участков берегов.. Поэтому циклы паводковых затоплений должны повторяться на этом рельефе в точной последовательности, как они были до затопления. Пойменные озёра восстановятся в тех же местах, где они были до строительства плотины.Надо только помочь им восстановить озёрную и приозёрную растительность, как она была.В озёрах надо сажать чакан (рогоз), кугу,сусак, кувшинки и лилии, (ни в коем случае - камыш -он погубит всё займище). Вдоль стариц и протоков надо сажать вербы, ракиты, тальник. Выше - сажать тополя, ясени, вязы, берёзы, клёны, липы. На гривах - дубы, белолистый тополь, ольху. На откосах протоков надо посадить ежевику. Для восстановления пойменных лесов надо ещё до начала спуска водохранилищ вдоль Волги по берегам заложить несколько лесных питомников, чтобы к моменту посадки можно было бы сажать в пойме 2х, 3-хлетние деревья и кусты. Прибрежные леса, таким образом, следует восстанавливать не только в пойме Волги но и в поймах её притоков,где они безжалостно истреблены.

Остаётся основное русло Волги, бывшее до образования водохранилищ.Его надо освободить в очередной паводок, окончательно демонтировав плотину .Река сама промоет своё русло от донных отложений, частично унеся их в море, частично отложив их на берегах Волго-Ахтубинской поймы. При этом плотину не обязательно надо "взрывать". Воду до "мертвого" объёма можно спустить через судоходные шлюзы, а оставшийся "мёртвый объём" можно спустить на первых порах, обкопав плотину по левому берегу каналом шириной 500-600 метров, а после спокойно - разобрать её.Конечно , в Волгограде обстановка такая, что до начала окончательного спуска водохранилища надо построить компенсационную тепловую электростанцию взамен демонтируемой ГЭС.А кроме того в Волгограде надо построить новый железнодорожный мост через Волгу, потому, что сейчас поезда ходят через плотину.

И только после того, как Волга промоет основное русло на участке Волгоградского водохранилища( а это два сезона или три), можно приступать к спуску следующего - Балаковского водохранилища, а после него - Куйбышевского и т.д.

Для приобретения опыта реабилитации волжской поймы неплохо бы ещё до начала спуска водохранилищ выполнить следующий эксперимент: На акватории одного из обширных волжских водохранилищ (Рыбинского,Куйбышевского или - Волгоградского) найти большой участок мелководья глубиной до 2-х метров порядка 100-150 гектаров, отгородить этот участок от водохранилища дамбой или шпунтовой стенкой, после чего - откачать из него воду и провести там весь предлагаемый цикл реабилитационных работ. Появится надёжная проверенная технология реабилитации, а так же возможность внести в неё коррективы для дальнейшего применения

Это Волга выше плотин--г.Сызрань.

Ещё раз подчёркиваю, - начинать спуск водохранилищ на Волге надо как можно скорее. А так же необходимо как можно скорее начать уменьшать объём сбрасываемых в Волгу канализационных стоков, вплоть до полной их ликвидации. Необходимо озадачить науку поиском другой технологии утилизации канализационных стоков без слива их в реки. Потому, что при всём желании оставить в Волге "всё как есть", "всё как есть" ни в коем случае не останется.При продолжении эксплуатации плотин и спуска в Волгу канализации (во всё увеличивающихся объёмах).Волга как река будет ускоренно деградировать.

-2

Это естественная пойма Волги. Село Новониколаевка в Ахтубинском районе Астраханской области.Сено ещё не скошено.

Александр Сулименко - Преподаватель Астраханского
государственного технического
университета

г. Астрахань

.