Найти тему
10,4K подписчиков

Об отношениях России в космической сфере

4 октября 1957 года с космодрома, позже получившего имя «Байконур», стартовала ракета-носитель, с помощью которой на Земную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник - ПС-1.

4 октября 1957 года с космодрома, позже получившего имя «Байконур», стартовала ракета-носитель, с помощью которой на Земную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник - ПС-1. Так человечество вступило в новую эпоху – космическую. Началась гонка технологий между двумя геополитическими полюсами, в которой СССР заработал первые баллы. Главный оппонент страны Советов не стоял в стороне. В январе 1958 года свой спутник, «Эксплорер-1», был запущен американцами с мыса Канаверал, а уже в апреле, указом президента Эйзенхауэра, было создано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Ракета-носитель с кораблем «Восток», на борту которого находился Юрий Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. Через 108 минут полет летчика-испытателя был успешно завершен. А еще через год, день первого полета в космос был объявлен праздником – Днем Космонавтики СССР, коим остается и по сей день в ряде стран. В мае 1961 года, американский корабль «Меркурий-Редстоун-3» хоть и не достиг той-же высоты, что и его конкурент из союза республик, но сделал Алана Шепарда первым астронавтом в истории США. А почти год спустя, 20 февраля 1962 года, корабль «Меркурий-Атлас-6» совершил успешный орбитальный полет, а астронавт Джон Гленн стал в ряды первых людей, побывавших на земной орбите.

В марте 1966 года была произведена первая ручная стыковка космических аппаратов на орбите земли. «Джемини-8», под руководством Нила Армстронга совершил успешную стыковку с аппаратом «Аджена». В январе 1969 года будет совершена успешная стыковка двух пилотируемых аппаратов «Союз 4» и «Союз 5» на околоземной орбите, а спустя полгода, 21 июля 1969 года, в рамках лунной космической программы, корабль «Аполлон-11» доставит американских астронавтов на поверхность луны. В апреле 1971 года была выведена на околоземную орбиту первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют-1», началась эпоха орбитальных станций. 20 февраля 1986 года на околоземную орбиту был выведен модуль «Союз-8» - базовый блок будущей орбитальной станции «Мир». А спустя 12 лет, 20 ноября 1998 года был выведен на орбиту первый модуль будущей МКС – «Заря».

Сотрудничество СССР и США

Первую половину 1960 годов тяжело назвать эпохой сотрудничества в области космонавтики. Новая администрация Кеннеди, ускорившая в 1961 году космическую программу, предлагала СССР сотрудничество для освоения естественного спутника земли и совместной посадки на него. Американский президент заявил об этом с трибуны ООН в 1963 году, но положительного ответа от аппарата Хрущева не последовало. Со слов сына председателя ЦК КПСС, генсек, после первоначального отказа, поменял свое мнение, но в дальнейшем все-таки отверг сделку, в силу отсутствия доверия к преемнику Кеннеди – Линдону Джонсону.

Но уже в 1967 году, был подписан и ратифицирован т.н. «договор о космосе», заложивший основы международного космического права. А в 1969 году, целевой группой комитета по космическим исследованиям (КОСПАР), для детального изучения Венеры, был проведен комбинированный анализ данных, полученных аппаратами «Венера-4» и «Маринер-5». В 1970 году в Ленинграде была проведена конференция генассамблеи КОСПАР. Эти события заложили основу дальнейшего сотрудничества СССР и США в освоении космоса.

После серии встреч, проходивших с июня по декабрь 1971 года для обмена опытом, научными данными и техническими особенностями управляемых космических аппаратов, было подписано советско-американское соглашение о научном и техническом сотрудничестве между Академией наук СССР и НАСА. В соответствии с ним было сформировано пять рабочих групп. Рабочая группа инженеров Москвы и Хьюстона дала зеленый свет потенциальной состыковке модулей «Союз» и «Аполлон». Совместными усилиями был создан андрогинно-периферийный агрегат стыковки, применяемый и по сей день на МКС. Уже в мае 1972 года, по результатам соглашения между СССР и США была утверждена программа о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Результатом программы стала первая в мире международная космическая миссия «Аполлон-Союз».

Впервые за столь короткую, но бесспорно продуктивную историю космонавтики, велась совместная подготовка экипажей: советские космонавты в Центре пилотируемых полетов им. Л. Джонсона на тренажере космического корабля «Аполлон»; американские астронавты прошли обучение на симуляторе аппарата «Союз» в Центре подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина. В первый раз на территории СССР велась прямая трансляция прогресса космической миссии. От запуска и до посадки, жители союза республик наблюдали за полетом экипажа Алексея Леонова и Валерия Кубасова.

Несмотря на то, что количество взаимных политических уколов после успеха совместной программы лишь возросло, миссия «Союз-Аполлон» стала прецедентом для продолжения сотрудничества и наращивания связей, как профессиональных, так и личных (Томас Стаффорд и Алексей Леонов оставались друзьями до смерти последнего. Американский астронавт, невзирая на почтительный возраст, присутствовал на похоронах первого человека в космосе и произнес речь).

28 января 1986 года на 74 секунде после старта взорвался космический корабль «Челленджер». Шесть астронавтов и школьный преподаватель, которая принимала участие в программе «учитель в космосе» погибли. Американская космическая программа была практически приостановлена на два года. Всерьез встал вопрос о закрытии проекта многоразовой транспортной космической системы «Спейс шаттл», под угрозой оказались все международные программы НАСА. Катастрофа стала одним из катализаторов улучшения будущих российско-американских отношений в рамках освоения космоса.

Независимая Россия и космос

В 1992 году Российской Федерацией подписываются договоры «о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» с Китаем и США. Начался новый виток российско-американских и российско-китайских отношений в космосе. В соответствии с договором и программой «Мир-Шаттл» отечественные космонавты поднимаются на борт космического челнока США, а американские астронавты попадают на борт станции «Мир». Россия и Китай, тем временем, начинает работу в сфере пилотируемых космических кораблей. На основе концепции аппарата «Союз» разрабатывается пилотируемый корабль «Шеньчжоу», первый полет которого был выполнен в 1999 году, а первого тайконавта, не без российской помощи, Китай отправит в невесомость в 2003 году.

В 1993 году премьер-министром России Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором были озвучены планы о космической кооперации, которые лягут в основу создания МКС. Летом 1994 года в Вашингтоне было подписано «Временное соглашение по проведению работ, ведущих к российскому партнерству в Постоянной пилотируемой гражданской коммерческой станции», Россия официально стала участником работ по созданию МКС. Осенью того же года, после первых консультаций, в Москве были заключены контракты с участниками проекта «Боинг» и «Энергия». В марте 1995 года был утвержден первый проект станции, а в 1996 году ее конфигурация. Изначально станция состояла из двух блоков: российского «Заря» и американского «Юнити». «Заря» - первый модуль будущей станции, строился по заказу американской стороны, и потому является собственностью НАСА, хоть и относится к российскому сегменту МКС.

В январе 1998 года подписывается «Межгосударственный договор о космической станции» между пятнадцатью правительствами стран, участвующих в проекте. Россия, США, Канада, Япония и одиннадцать стран-членов Евросоюза (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария и Швеция). Отношения строятся на основании того, что НАСА является назначенным управляющим станции. Между космическими агентствами подписантов заключаются «Меморандумы о взаимопонимании», где детально описаны обязанности партнеров. Все меморандумы подписаны с НАСА, но не между собой, что задает особый тон отношений на станции. В дополнение к меморандумам заключаются соглашения индивидуального характера, где могут быть оговорены условия доставки астронавтов, или грузов.

Тем временем, в феврале 1995 года, согласно программе «Мир-Шаттл», космический корабль «Дискавери» приблизился к станции на 11 метров, а 27 июня 1995 года была проведена первая стыковка шаттла с «Миром». За время существования программы, с 1995 по 1998 год на борту станции побывало 44 астронавта и космонавта. Программа не только поддерживала на плаву сильно недофинансированную отечественную космическую программу, но и дорогостоящую американскую программу шаттлов, с помощью которых экипаж и грузы доставлялись на станцию.

Спустя пять лет после завершения программы «Мир», 1 февраля 2003 года, во время снижения шаттла «Колумбия» была потеряна связь с экипажем. В Хьюстоне предполагали, что связь нарушена из-за того, что хвост челнока заслонил антенну корабля от спутника связи. Но спустя считанные минуты местные телеканалы в прямом эфире уже демонстрировали горящие обломки шаттла, несущиеся к земной поверхности. Трагедия унесла жизни всех членов экипажа. Чаша терпения американского правительства по отношению к программе космических челноков была переполнена. В январе 2004 года президент США Джордж Буш мл. объявил о закрытии программы «Шаттл», сразу после окончания строительства МКС. Летом 2011 года шаттл «Атлантис» в последний раз доставил на МКС партию оборудования и расходуемых материалов, по возвращении на землю программа «Космическая транспортная система» была закрыта, а все действующие челноки списаны.

Конкуренция за космос в ХХI веке

До 2005 года включительно Россия регулярно доставляла американских астронавтов на МКС, не взимая за это платы. В основе таких отношений лежала отнюдь не щедрость русской души, а банальная необходимость. Таким образом Россия расплачивалась с США за кредиты, выделяемые государству на постройку российского сегмента МКС. Почему одной из ведущих космических держав мира понадобилось прибегать к услугам третьих лиц для доставки своих астронавтов на землю? А все потому, что программа многоразового челнока «Шаттл» для доставки грузов и экипажа на околоземную орбиту не только была опасной, но и стоила неоправданно много. На 2013 год стоимость программы составила 200 миллиардов долларов США, с поправкой на инфляцию. Для сравнения, вся программа «Аполлон» по доставке астронавтов на поверхность луны с учетом инфляции 2023 года составляет почти 165 миллиардов долларов (22.7 миллиарда на 1975 год), а все затраты НАСА на МКС к 2017 году составили 53 миллиарда долларов.

Стоимость доставки американских астронавтов с помощью отечественных «союзов» возросла примерно в 4 раза с 2006 по 2019 год (с 20 миллионов долларов до 82), на что, несомненно, оказал влияние тот факт, что у НАСА попросту не осталось собственных средств для доставки астронавтов на МКС, функционирование которой невозможно без регулярных «рейсов» туда.

Уникальная нишевость рынка космических доставок делает его привлекательным для государственных объединений и крупных технологических корпораций. Благодаря этому и появилась «SpaceX» Илона Маска в 2002 году. К 2005 году компания уже насчитывала 160 сотрудников, а в 2006 году Майклом Гриффином, главой NASA, было одобрено субсидирование компании Маска 278 миллионов долларов по программе «COTS» (Commercial orbital transportation services – коммерческие услуги по транспортировке на орбиту). Гриффин видел будущее космической программы США в руках частного сектора, а не национального агенства. В том же году, SpaceX получили еще 396 миллионов долларов от НАСА на разработку программы доставки персонала на МКС. Компания Маска регулярно и крупно финансировалась из бюджета НАСА на реализацию своей программы, что принесло результаты менее чем через 6 лет.

В 2012 году ракетой «Falcon 9» на МКС был доставлен обитаемый модуль «Crew Dragon» с необходимым для станции грузом вместо экипажа на борту. В мае 2020 года, пилотируемый космический корабль «Эндевор», проекта «Crew Dragon», впервые доставил двух астронавтов на борт МКС. А в октябре 2022 года, его собрат «Эндюранс» доставил экипаж на международную космическую станцию, в составе которого находился российский космонавт - Анна Кикина. Последний раз отечественный космонавт поднимался на борт американского корабля 20 лет назад. Это произошло благодаря подписанию нового договора «о перекрестных полетах», заключенного между Роскосмосом и НАСА летом 2022 года, в соответствии с которым отечественные космонавты трижды поднимутся на борт американского корабля. Такие обязательства необходимы для поддержания бесперебойного функционирования МКС.

В целом, США готовы сотрудничать с Россией в случае серьезных задержек в собственной пилотируемой программе, но как показал 2022 год, в полной мере конкурировать на данном поприще вероятнее всего Роскосмосу не получится. Американский рынок вернул свою независимость, а Роскосмос практически потерял очень крупного клиента. Отечественному космопрому необходимо бороться за утерянные лидерские позиции. Если еще недавно на РФ приходилось больше трети всех успешных космических пусков, то с 2018 года, наша страна находится аж на третей строчке по этому показателю, уступив первенство США и второе место Китаю. Но не только с американцами сотрудничает отечественная космонавтика.

Роскосмос на международной арене сегодня

Роскосмос сотрудничает с рядом стран-членов ЕКА во многих отраслях, начиная от создания обсерваторий, проведения научных экспериментов, технологического сотрудничества в изучении небесных тел и заканчивая строительством стартового комплекса для размещения отечественных ракет-носителей в совместных интересах (Проект «Союз в Гвианском космическом центре»). Не смотря на политические разногласия, глава ЕКА заявил в феврале 2022 года о том, что агентство не планирует прекращать сотрудничество с Роскосмосом, ни на МКС, ни в проекте «Exomars».

В 2021 году Россия заключила договоры «о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» с Индией, ОАЭ, Мексикой и Венесуэлой. Россия продолжает исправно выполнять контракты на подготовку на базе Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и Института медико-биологических проблем Российской академии наук участников национальных космических пилотируемых программ к полету в космос. Продолжается поставка систем, оборудования и индивидуального снаряжения для выполнения программ.

Если с ОАЭ ведутся работы по сотрудничеству в сфере высшего образования будущих космонавтов, с Индией по поставке ракетных двигателей для национальной программы, а с Саудовской Аравией по подготовке космонавтов для работы на МКС, то интенсивность работ с Китаем растет от года к году.

Очередное соглашение о сотрудничестве в космической сфере между Россией и Китаем было подписано в 2018 году. Согласно договору, одно из важнейших направлений российско-китайского взаимодействия – это сотрудничество в области применения глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и китайского аналога «Бейдоу» и совместное развитие навигационных технологий.

Меморандум между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением (КНКУ) о создании Международной научной лунной станции (МНЛС) был подписан руководителями организации в формате видеоконференции в марте 2021 года. Это стало первым шагом союзных государств на пути совместного освоения космоса. Летом того же года была опубликована «дорожная карта» проекта, а в феврале 2022 года был подписан ряд межправительственных соглашений между Россией и Китаем, закрепляющих юридический статус равноправных участников проекта.

Такое партнерство стало возможным в силу того, что российская сторона отказалась от участия в «международной» программе НАСА «Gateway», нацеленной на создание лунной орбитальной станции как первого этапа для полета на Марс. Изначально охочий до сотрудничества Роскосмос сменил свою позицию, т.к. проект не является продолжением МКС, и не предполагает равноправного сотрудничества и участия.

Проект МНЛС, в свою очередь, хоть и является российско-китайским, но открыт для участия других стран, готовых к равноправному сотрудничеству. В него были включены миссии Китайского национального космического управления и Роскосмоса по освоению естественного спутника земли.

А что же МКС?

Летом 2022 года глава Роскосмоса Юрий Борисов докладывал президенту России о том, что в 2024 году госкорпорация планирует выйти из проекта международной космической станции, в связи с переориентированием приоритетов на создание собственной орбитальной станции. Однако, уже 25 апреля 2023 года, генеральный директор заявил о том, что Правительством России было принято решение на продление работы российского сегмента МКС до 2028 года, в связи с отсутствием средств для строительства собственной станции. В адрес администратора НАСА Била Нельсона, гендиректора ЕКА Йозефа Ашбахера, президента ККА Лизы Кемпбелл и министра образования культуры, спорта, науки и технологии Японии Кейко Нагаоки были отправлены письма, подтверждающие факт сохранения российского сегмента МКС.

А за две недели до этого, первый заместитель генерального директора Роскосмоса Андрей Ельчанинов заявил о том, что госкорпорация готова расширять сотрудничество с НАСА. Выразил готовность в расширении программы перекрестных полетов, подчеркнув позицию госкорпорации о том, что космос вне политики. «Любая война рано или поздно заканчивается за столом переговоров. И мы обречены на межгосударственное сотрудничество с точки зрения движения к иным мирам и планетам. Космос — вещь объединяющая», — сказал заместитель гендира.

Несмотря на то, что у НАСА появились собственные средства доставки экипажа и грузов на МКС, программа станции, как и все важные системы на ней, предполагает обязательное наличие дублирующих вариантов, на случай отказа.

Индийская космическая программа хоть и предоставляет услуги по выводу на орбиту спутников связи, различных непилотируемых космических аппаратов и автоматических станций, но все еще не может реализовать проект пилотируемого космического полета и доставки грузов на МКС.

Японская JAXA также не реализовала пилотируемый полет в космос, а последний проект передачи грузов на МКС завершился в 2020 году модулем Н-II. Следующая доставка японцами по плану состоится аж в 2024 году.

Китай не принимает никакого участия в программе МКС, даже ограниченно. И необходимости в таком участии у него нет, ведь в 2021 году КНР начала вывод собственной орбитальной станции «Тяньгун», которая уже состоит из трех модулей, с запланированным четвертым в конце 2023 года.

Пока что, единственной результативной альтернативой запускам SpaceX является Роскосмос. Хоть космическая одиссея человечества не далека от политики и межгосударственной грызни, надежда на то, что слова заместителя главы госкорпорации были вещими, остается, пока МКС существует на орбите, а не на дне океана.